Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4(36). С. 399—413
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.016
Шаповал Ирина Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет
«РЕЧЕВЫЕ ПРАКТИКИ»: КОНЦЕПТЫ ГРАМОТНОСТИ И УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В МОДЕЛИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Аннотация
В статье представлены результаты теоретического осмысления концептов грамотности и учебно-профессионального дискурса студента высшей школы и обобщения практического опыта как основ моделирования дисциплины «Речевые практики». Освоение приемов работы с учебно-научными текстами показано как необходимое условие развития у студентов метапредметных компетенций грамотности и раннего погружения в профессиональную деятельность. Когнитивно-семантические, социо- и прагмалингвистические аспекты учебно-профессионального дискурса определяют специфику его речевых жанров, коммуникативных стратегий и тактик в учебных ситуациях. Модель программы дисциплины дифференцирует и соединяет план содержания, план выражения и виды речевых практик и координирует их с компетенциями грамотности, форматами профессионально маркированных текстов и коммуникативными стратегиями дискурса. Операциональные, культурные и критические умения и навыки дискурса оценивают успешность освоения программы.
Ключевые слова
Грамотность, учебно-профессиональный дискурс, метапредметные компетенции, речевые практики, учебно-дискурсивное Я, план содержания, профессионально маркированные тексты, план выражения, жанры дискурса.
1. Апресян Г. З. Ораторское искусство. М. : СПб. [и др.] : Питер, 2015. 280 c.
2. Бауман З. Текучая современность. СПб. : Питер, 2008. 240 с.
3. Бейлинсон Л. С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы. Волгоград : Перемена, 2009. 278 с.
4. В каком направлении развивается российская система общего образования? (По результатам международной программы PISA-2018) [Электронный ресурс] // Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО Министерства просвещения РФ. URL: http://www.centeroko.ru/public.html. (Дата обращения: 25.06.2020).
5. Голованова Е. И. Когнитивное терминоведение: проблематика, инструментарии, направления и перспективы развития // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 24 (315). Филология. Искусствоведение. Вып. 82. С. 13—18.
6. Ежова Т. В. Закономерности и принципы проектирования педагогического дискурса [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2012. № 3 (3). С. 78—87. URL: http://vestospu.ru/archive/2012/stat/ezhova_2012_3.pdf.
7. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 112—123.
8. Короткина И. Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика : учеб. пособие для вузов. М. : Юрайт, 2017. 295 с.
9. Короткина И. Б. Грамотность в век информационных технологий: в поисках концептуального единства // Образование и общество. 2009. № 4 (57). С. 125—129.
10. Кубрякова Е. С. О термине «дискурс» и стоящей за ним структуре знания // Язык. Личность : сб. статей к 70-летию Т. М. Николаевой. М. : Языки слав. культуры, 2005. С. 23—33.
11. Матьяш О. И., Казаринова Н. В., Погольша В. М., Биби С., Зарицкая Ж. В. Межличностная коммуникация: теория и жизнь / под науч. ред. О. И. Матьяш. СПб. : Речь, 2011. 560 с.
12. Мид М. Культура и мир детства : избранные произведения. М. : Наука, 1988. 429 с.
13. Москвин В. П. Риторика и теория аргументации. М. : Юрайт, 2019. 725 с.
14. Основные подходы к оценке читательской грамотности [Электронный ресурс] // Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО Министерства просвещения РФ. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html. (Дата обращения: 25.06.2020).
15. Пецух О. П. Формирование гуманистического дискурса учителя-логопеда в дополнительном профессиональном образовании : автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2014. 23 с.
16. Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом : учеб. пособие. М. : ФОРУМ, 2016. 368 c.
17. Хомутова Т. Н. Язык для специальных целей: лингвистический аспект // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 71. С. 96—106.
18. Шаповал И. А. Русский язык в профессиональной деятельности дефектолога: моделирование содержания учебной дисциплины [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 3 (35). C. 243—255. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/18_35_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.35.18.
19. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/440303.
20. Academic Literacy: A Statement of Competences Expected of Students Entering California’s Public Colleges and Universities. Intersegmental Committee of the Academic Senates (ICAS), 2002. 88 p.
21. Green B., Beavis C. (eds.) Literacy in 3D: An Integrated Perspective in Theory and Practice. Camberwell, Victoria : Australian Council for Educational Research (ACER), 2012. 248 p.
22. Lindemann E. A Rhetoric for Writing Teachers. 4th ed. Oxford : Oxford University Press, 2005. 366 p.
Библиографическая ссылка на данную статью:
Шаповал И. А. «Речевые практики»: концепты грамотности и учебно-профессионального дискурса высшей школы в моделировании содержания дисциплины [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4 (36). С. 399—413. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/25_36_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.36.25.