Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 4(40). С. 167—183

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.026.5

Конасова Наталия Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский филиал

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАСШИРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КОНФЕРЕНЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. КЕЙС КОНФЕРЕНЦИИ «МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы подготовки учащихся старших классов к конференциям исследовательских и проектных работ. Автором представлен кейс работ конференции «Молодые исследователи», определена возможность конференции как элемента целостной педагогической программы, модели социальной практики. Выявлен потенциал конференций в создании эффективных механизмов коммуникации субъектов образования, средств развития культуры исследовательской и проектной деятельности, охарактеризована авторская программа подготовки учащихся к конференции «Молодые исследователи». Доказано, что конкурсные работы представляют значительный диагностический интерес, а их качественная экспертиза выявляет проблемы и достижения образовательной подготовки. Оценка влияния обучающих мероприятий позволила сделать вывод о том, что роль и значимость конференций увеличивается при условии их встраивания в качестве системообразующего элемента в программы подготовки учащихся к исследовательской, проектной деятельности, ориентированные на создание социокультурной среды взаимодействия всех субъектов этой деятельности.

Ключевые слова

Конференция, учащиеся старшей школы, кейсы исследовательских и проектных работ, коммуникационный подход, педагогическая программа, образовательная среда, социальная практика, образовательные результаты.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2021.40.12

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Абраева А. Е. О роли научных конференций в организации научно-исследовательской деятельности учащихся // 30 лет программе «Шаг в будущее» : юбилейный сб. науч.-метод. тр. М. : Научно-техническая ассоциация «Актуальные проблемы фундаментальных наук», 2020. С. 247—255.
2. Бахмутский А. Е., Конасова Н. Ю. Оценка результатов образования при компетентностном подходе // Вестник ТОГИРРО. 2012. № 51. С. 42—52.
3. Белоусова Ю. Д., Солощенко М. Ю. Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся основной школы // Modern Science. 2020. № 4-2. С. 133—136.
4. Воровщиков С. Г. Образовательный проект и учебное исследование: что это такое и как их корректно разрабатывать и проводить : учеб. пособие. М. : Финансовый ун-т при Правительстве РФ, 2017. 238 с.
5. Гелясина Е. В. Формирование исследовательской культуры личности как целевой ориентир модернизации естественнонаучного образования // Исследовательская работа школьников. 2013. № 1. С. 11—14.
6. Герберт О. И., Колпакова Н. В. Развитие профессиональной компетентности учителя по управлению исследовательской деятельностью учащихся // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. № 1. С. 11—18.
7. Гилядов С. Р Управление развитием общеучебных умений в исследовательской деятельности школьников: технологический аспект // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего : сб. науч. тр. IX Всерос. Шамовских педагогических чтений : в 2 ч. М. : МПГУ, 2017. Ч. 1. С. 134—139.
8. Гилядов С. Р. Оценка уровня развития общеучебных умений в исследовательской деятельности школьников // Педагогическое образование и наука. 2019. № 1. С. 109—115.
9. Гмиро Л. В., Смирнова Е. А., Тулаева И. Ф., Яцкевич И. Г. Уклад школьной жизни и его влияние на развитие исследовательской культуры учащихся // Непрерывное образование. 2020. № 3 (33). С. 103—113.
10. Данилов И. А., Егорова Р. И. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности школьника в условиях профильного обучения: цели, принципы, этапы // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. № 4. С. 20—25.
11. Догадина Е. М., Прилепская С. В. Организация ранней научно-исследовательской деятельности в сфере довузовского образования (на примере центра углубленной профильной подготовки учащихся «Университетский лицей») // Инновационные технологии довузовского образования : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Орел, 2017. С. 111—114.
12. Долбнев В. В. Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. Самара : Асгард, 2016. С. 132—137.
13. Дремова Л. И. Исследовательская деятельность учащихся при изучении школьного курса мировой художественной культуры // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 6-1. С. 41—50.
14. Ерохина Е. Д. Коммуникативное пространство исследовательского обучения в школе : сб. науч. тр. // Образовательное пространство в информационную эпоху / под ред. С. В. Ивановой. М., 2019. С. 979—991.
15. Жуковец Л. М. Исследовательская деятельность школьников в области лингвистики и поликультурное образовательное пространство // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 1183—1185.
16. Лунь Г. Ш. Организация научно-исследовательской деятельности в общеобразовательной школе // Амурский научный вестник. 2020. № 2. С. 23—33.
17. Малыгин Л. И. Учебное исследование как акметехнология и динамический феномен эволюционного развития личности школьника // Амурский научный вестник. 2009. № 1. С. 115—127.
18. Конасова Н. Ю. Общественная экспертиза качества образования. СПб. : Каро, 2009, 208 с.
19. Конасова Н. Ю. От человеческого потенциала к человеческому капиталу: качественные результаты образования и возможности их изменения в программах взаимодействия школы и вуза // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 3 (17). С. 134—143. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-134-143.
20. Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников: 5—11 классы : методические рекомендации, требования и критерии оценивания, презентация на конференции. 3-е изд. М. : ВАКО, 2018. 160 с.
21. Мазниченко М. А., Нескромных Н. И. Сценарная технология управления исследовательской и проектной деятельностью школьников в гуманитарной и социальной областях знаний // Опыт, инновации и перспективы организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся : материалы V межрегиональной науч.-практ. конф. Краснодар : Ин-т развития образования Краснодарского края, 2020. С. 82—85.
22. Нелюбина Е. Г., Минаков Д. А., Макарова Е. Л. Школьные индивидуальные научно-исследовательские проекты: Опыт реализации, проблемы и перспективы // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12, № 1-2. С. 84—102.
23. Новожилова М. М. Формирование культуры исследовательской деятельности старшеклассников в условиях профильного обучения / науч. ред. С. Г. Воровщиков. М. : МИГУ, 2009. 252 с.
24. Обухов А. С., Леонтович А. В., Мазыкина Н. В., Саввичев А. С., Свешникова Н. В. Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского — площадка реализации программы исследовательской деятельности учащихся // Личность: ресурсы и потенциал. 2020. № 2. С. 58—66.
25. Римбешта Е. А., Войцеховская З. А. Взаимодействие школы и вуза при организации проектно-исследовательской деятельности школьников // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 4 (26). С. 77—83.
26. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современной школы / под ред. С. Д. Якушевой. Новосибирск : АНС СибАК, 2017. 164 c.
27. Савенков А. И. Тренинг исследовательских способностей школьников : учеб. пособие. Самара : ИД «Федоров», 2019. 160 с.
28. Семенов И. Н. Рефлексивно-психологическое проектирование продуктивного общения и доверия в научных конференциях школьников // Развитие личностных потенциалов и универсальных способностей учащихся в исследовательской и проектной деятельности. М. : Межрегиональное общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2018. С. 58—61. (Б-ка журнала «Исследователь/Researcher», сер. «Методические материалы»).
29. Сутеева И. В. Модель индивидуального образовательного маршрута в рамках исследовательской деятельности обучающегося // Ярославский педагогический вестник. Сер. Психолого-педагогические науки. 2012. № 4. С. 217—221.
30. Фирсова Е. А. Модель процесса формирования исследовательской культуры старшеклассников в условиях НОУ гуманитарного направления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 6 (101). С. 31—34.
31. Ушаков А. А. Реализация компетентностного подхода в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов // Профильная школа. 2011. № 2. С. 8—11.
32. Якименко Л. А., Сидоренко Ю. А. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников как фактор формирования профессионального самоопределения в системе довузовской подготовки // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. № 1 (7). С. 35—38.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Конасова Н. Ю. Организационно-педагогические возможности расширения образовательного потенциала конференции исследовательских и проектных работ старшеклассников. Кейс конференции «Молодые исследователи» [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4 (40). С. 167—183. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/12_40_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.40.12.