Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 2(38). С. 176—189

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378:37.035.6

Асанова Зарема Ризаевна, кандидат педагогических наук
Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

 

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТНОПЕДАГОГИКА»

Аннотация

В статье поднимается проблема развития интереса как интегрального личностного образования у студентов к изучению богатого педагогического наследия разных народов, освоение которого позволит будущим педагогам учитывать национально-психологические особенности своих воспитанников, знать и понимать суть народных воспитательных традиций. Акцентировано внимание на учебной дисциплине «Этнопедагогика», которая позволяет ознакомить и показать возможности использования воспитательного потенциала народной педагогической культуры в практике образовательных организаций. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыта суть понятия «интерес к изучению народной педагогической культуры», определены критерии и показатели, охарактеризованы уровни развития интереса к изучению народной педагогической культуры в рамках дисциплины «Этнопедагогика». Обработка результатов анкетирования и наблюдения за студентами позволили сделать вывод, что для повышения интереса у обучающихся необходима дифференциация и личностная значимость заданий, которая позволяет учитывать их склонности и способности. Приведены отдельные примеры заданий (информационно-поисковых, творческих и научно-исследовательских, личностно значимых), обозначены методические рекомендации по их реализации и оцениванию.

Ключевые слова

Интерес, студенты, народная педагогическая культура, учебная дисциплина «Этнопедагогика», дифференцированный подход, личностно ориентированный подход, задания.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2021.38.13

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Алимбеков А. А. Ведущие цели и критериальные характеристики этнопедагогической подготовленности будущего учителя // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11-1. С. 105—109.
2. Ахмадова З. М. Связь интереса и мотивации в учебной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 308—310. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00305.
3. Барахсанова Е. А., Дьячковский Н. С. Этнокультурный подход в подготовке будущих педагогов и специалистов профессионального образования // Образовательный вестник «Сознание». 2019. Т. 21, № 9. С. 44—49. DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-9-44-49.
4. Баринова Н. Г., Воробьева О. И. Формирование профессионального интереса у студентов в процессе обучения в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-1. С. 23—26.
5. Бойко И. Н. Развитие познавательного интереса студентов в системе высшего образования // Гуманитарное пространство. Международный альманах = Humanity space. International almanac. 2017. Т. 6, № 2. С. 105—110.
6. Васильева Р. М. Формирование этнокультуры студентов в региональном вузе культуры и искусств // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Педагогические науки. 2020. № 4 (109). С. 165—173. DOI: 10.37972/chgpu.2020.109.4.020.
7. Гапоненко В. М. Основные направления формирования познавательного интереса обучающихся в образовательном процессе вузов культуры // Образование и культурное пространство. 2020. № 3. С. 15—20.
8. Даньшина С. А., Михалева Е. И., Чернышева И. В. Этнокультурные средства как основа этноориентированного содержания обучения молодежи // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. 2020. Т. 30, № 2. С. 204—209. DOI: 10.35634/2412-9550-2020-30-2-204-209. 
9. Демушкина О. Н. Факторы, влияющие на развитие интереса студентов к культурно-историческому наследию // Ценности и смыслы. 2019. № 4 (62). С. 121—135. DOI: 10.24411/2071-6427-2019-10083.
10. Джиоева Г. Х. Основные направления этнопедагогической подготовки будущего учителя // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5, № 1 (14). С. 75—78.
11. Забоева М. А. Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре в условиях семейного воспитания // Вестник Шадринского государственного университета. 2018. № 2 (38). С. 51—57.
12. Ларина Н. А. Развитие познавательного интереса студентов вуза [Электронный ресурс] // Наука и образование Большого Алтая. 2019. Вып. 1. URL: http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2019/1/articles/2_3.pdf. DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2019.01.009.
13. Лупандина Е. А., Воробьева Н. А. Диагностика представлений детей старшего дошкольного возраста о традиционных народных промыслах: материалы результатов исследования в поликультурном регионе // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. 2018. № 3 (34). С. 20—27. DOI: 10.18323/2221-5662-2018-3-20-27.
14. Любимова Г. А. Развитие познавательного интереса студентов аграрного вуза в условиях опытно-поисковой деятельности. Волгоград : Волгоградский ГАУ, 2014. 119 с.
15. Мальцева В. А. Осмысление младшими школьниками духовно-нравственной ценности этнической культуры народов России на занятиях по декоративно-прикладному искусству // Психология образования в поликультурном пространстве. 2017. № 4 (40). С. 131—140.
16. Мирошниченко В. В. Формирование готовности будущих учителей к этнорегионально-педагогической деятельности в региональной системе высшего образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Педагогические науки. 2019. № 3 (103). С. 249—255. DOI: 10.26293/chgpu.2019.103.3.033.
17. Находкина И. И., Николаева А. Д. Формирование познавательного интереса младших школьников к национальной культуре и традициям народа средствами образовательной робототехники // Глобальный научный потенциал. 2020. № 10 (115). С. 20—24.
18. Новикова С. О. Психолого-педагогические аспекты формирования и развития познавательного интереса студентов педагогических вузов // Уральский научный вестник. 2019. Т. 7, № 5. С. 51—54.
19. Овсянникова Н. П. Воспитание интереса к народной культуре у детей младшего школьного возраста средствами дополнительного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2002. 22 с.
20. Понамарева Т. М., Чукаев О. В., Алексеева Е. Ю. Диагностика интереса к педагогической профессии и возможности его развития средствами заданий для самостоятельной работы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. URL: https://www.science-education.ru/pdf/2019/5/29162.pdf.
21. Развитие интереса учащихся к традициям отечественной духовной культуры : коллективная монография / В. И. Макаров, Л. В. Амелина, Ю. В. Милютина [и др.] ; науч. ред. д-р филол. наук, проф. В. И. Макаров. М. : Флинта, 2018. 399 с.
22. Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2019 г. № 1259-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2019—2021 гг. Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72170426/
23. Рущишина А. А., Рачковская Н. А. Педагогическая модель развития профессионального интереса студентов техникума в процессе внеучебной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика. 2019. № 2. С. 32—41. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-32-41.
24. Рябова И. Г. Подготовка будущего педагога к этнопедагогической деятельности // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Москва, РУДН, 20—21 апр. 2017 г. / науч. ред. В. И. Казаренков. М. : РУДН, 2017. Ч. 1. С. 350—355.
25. Суховерова Е. А. Развитие познавательного интереса у студентов гуманитарных вузов : дис. … канд. психол. наук. М., 2003. 222 с.
26. Турбина Е. П. Модель процесса формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза // Вестник Шадринского государственного университета. 2018. № 1 (37). С. 105—111.
27. Федорова С. Н., Корнилова Н. А. Этнокультурные образовательные практики как ресурс формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений // Этническая культура в современном мире. 2020. № 14 (3). С. 141—144.
28. Ходусов А. Н. Развитие профессиональных интересов у будущего учителя в системе традиционного и многоуровневого образования. Липецк ; Курск : ЛГПУ, 2009. 268 с.
29. Хорева А. В. Становление и развитие интереса в учебно-познавательной деятельности. М. : Ruscience, 2018. 156 с.
30. Шабалина С. М. Формирование интереса у студентов к будущей профессии (на примере студентов педагогического колледжа) // Казанский педагогический журнал. 2016. № 5 (118). С. 140—144.
31. Шевченко О. Н. Познавательный интерес как ценность университетского образования [Электронный ресурс]. Оренбург : ГОУ ОГУ, 2007. 148 с. URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/7388/1/2509_20110921.pdf.
32. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса у учащихся. М. : Педагогика, 1988. 204 с.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Асанова З. Р. Развитие интереса к изучению народной педагогической культуры у будущих педагогов: дифференциация и личностная значимость заданий по дисциплине «Этнопедагогика» [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 2 (38). С. 176—189. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/13_38_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.38.13.