Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 4(40). С. 184—204

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.147:372.881.161.1

Кудряшова Наталия Владимировна, кандидат педагогических наук
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Соломатова Юлия Дмитриевна, студент
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМИКСА И ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье рассмотрены возможности практического применения комикса как факультативного (дополнительного) образовательного ресурса в процессе обучения студентов-филологов методике преподавания русского языка. Комикс, представляющий собой гармоничное сочетание вербального и визуального компонентов, рассматривается авторами как дидактическое, т.е. специально созданное/адаптированное и используемое в учебных целях, средство наглядного обучения вузовской дисциплине. Авторами описаны функции образовательного комикса: когнитивная, информативная, мотивационно-экспрессивная, эстетическая. Представлены собственные примеры внедрения образовательного комикса и его элементов в учебный процесс. Актуализированы положительные стороны применения образовательного комикса в учебно-познавательной деятельности студентов-филологов в плане повышения уровня их профессионально-методической компетентности, развития творческих способностей и воображения, а также сохранения интереса к изучению сложной вузовской дисциплины.

Ключевые слова

Oбразовательный комикс, элементы комикса, филактер, изобразительная наглядность, средство обучения, креолизованный текст, вузовская дисциплина, методика преподавания русского языка, русский язык, студенты-филологи.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2021.40.13

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Абу Бакр Д. З., Березовская Е. А. Проблема определения комикса [Электронный ресурс] // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы : сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Екатеринбург : Уральский федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2017. С. 4—8. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/56333/1/kd_2017_01.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
2. Андреева Е. Е., Спатаев Д. С. Особенности комикса как наглядного средства обучения // Социально-экономические и демографические аспекты реализации национальных проектов в регионе : сб. ст. X Уральского демографического форума : в 2 т. / отв. ред. О. А. Козлова, Г. Е. Корнилов. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2019. Т. 2. С. 271—276.
3. Антанасиевич И. Н. Русский комикс Королевства Югославия. СПб : Скифия, 2018. 237 с.
4. Богданова В. О. Дидактический потенциал комикса // Социум и власть. 2020. № 6 (86). C. 79—87. DOI: 10.22394/1996-0522-2020-6-79-87.
5. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб. : Норинт, 2000. 1536 с.
6. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / науч. ред. Г. Д. Бухарова. Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ — УПИ, 2006. 135 с.
7. Григорьева Н. Ю. Комикс как креолизованный текст // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Лингвистика. 2013. Т. 10, № 1. С. 109—111.
8. Дармилова С. В. К вопросу об оптимизации процесса обучения иностранным языкам и культуре посредством наглядности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3 : Педагогика и психология. 2008. № 5. С. 188—190.
9. Егорова Т. В. Словарь иностранных слов современного русского языка. М. : Аделант, 2014. 800 с.
10. Емельяненко А. В. Комикс как объект исследования в работах отечественных ученых // Вестник Донецкого национального университета. Сер. Д : Филология и психология. 2019. № 1. С. 12—20.
11. Емельяненко А. В. Русский комикс: от истоков до современности // Новые горизонты русистики. 2018. № 5. С. 63—71.
12. Жителева Е. А. Комиксы как средство мотивации и инструмент обучения студентов русскому языку как иностранному // Вестник Тверского государственного технического университета. Сер. Науки об обществе и гуманитарные науки. 2020. № 2 (21). С. 83—88.
13. Кудряшова Н. В., Соломатова Ю. Д. Вводная лекция-визуализация как средство активизации творческого потенциала студентов-филологов при изучении методики преподавания русского языка // Материалы международной научно-практической конференции «Наука и образование в современном мире». Караганда : РИО «Болашак-Баспа», 2021. Т. 2. С. 86—90.
14. Кудряшова Н. В., Соломатова Ю. Д. Логико-смысловая модель как средство логического структурирования и координации учебной информации по методике преподавания русского языка [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 2 (38). С. 223—244. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/16_38_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.38.16.
15. Кудряшова Н. В. Эйдетическая визуализация как способ кодирования учебной информации по русскому языку и его методике // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2018. № 4 (26). С. 130—135.
16. Кунин А. И. История рисованных историй (Комиксы в Российской государственной библиотеке для молодежи) // Библиотечное дело. 2015. № 17 (251). С. 2—5.
17. Лященко Д. Г. Как выжить в индустрии комикса. Советы от профессионалов. М. : Эксмо, 2019. 224 с.
18. Макклауд С. Понимание комикса. Невидимое искусство. М. : Белое яблоко, 2016. 224 с.
19. Мельников В. А., Кацитадзе И. М. К вопросу об использовании креолизованного текста на занятиях иностранного языка (на примере комиксов) // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 4 (29). С. 286—288. DOI: 10.26140/bgz3-2019-0804-0064.
20. Молчанова Н. И. Образовательные комиксы как средство мотивации в обучении иностранному языку в школе // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сент. 2015 г.). Краснодар : Новация, 2015. С. 79—82.
21. Нефедова Л. А. Когнитивные особенности комикса как креолизованного текста // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Лингвистика. Челябинск, 2010. № 1 (177). С. 4—9.
22. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Рос. академия наук. Ин-т рус. языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М. : А ТЕМП, 2006. 944 с.
23. Онкович Г. В., Онкович А. Д. Комикс как средство медиаобразования // Медиаобразование. 2016. № 2. С. 52—60.
24. Острикова Т. А. Визуально-графическая подготовка учителя-словесника : практикум. Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2021. 124 с.
25. Пищальникова В. А., Нестеренко С. П. Экспериментальное исследование гарнитуры шрифта как регулятора восприятия и понимания печатного текста // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1. С. 77—94.
26. Полозова К. А., Королева С. Б. Использование комиксов в обучении русскому языку как иностранному // Chronos: психология и педагогика. 2020. № 2 (22). С. 4—7.
27. Развитие речи в жанрово-стилистическом аспекте (Материалы к сочинению «Хакасия — мой край родной») : метод. рекомендации для учит. рус. яз. 5—9 кл. / сост. Т. А. Острикова. Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 1996. 48 с.
28. Резникова А. И. Использование комиксов в обучении французскому языку и формировании межкультурной компетенции // Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия». 2015. № 5 (57). С. 159—164.
29. Русский комикс : сб. статей / сост. Ю. Александров, А. Барзах. М. : Новое литературное обозрение, 2010. 352 с.
30. Середина Т. Н. Комикс как средство обучения русскому языку как иностранному // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2020. № 5 (32). С. 153—158.
31. Сонин А. Г. Общепсихологические и когнитивные механизмы понимания мультимедийных текстов // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1. С. 43—56.
32. Сонин А. Г. Экспериментальное исследование понимания и запоминания комиксового текста // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты / под ред. В. А. Пищальниковой. М. : Моск. гуманит.-эконом. ин-т, 2004. Вып. 7. С. 150—159.
33. Стефанов С. И. Полиграфия для рекламистов и не только. М. : Гелла-принт, 2002. 352 с.
34. Столярова Л. Г. Анализ структурных элементов комикса // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2010. Вып. 1. С. 384—389.
35. Чекалина Е. А., Морозов В. Э. Как построить уроки РКИ на материале детского комикса // Русский язык за рубежом. 2014. № 4 (245). С. 4—22.
36. Яковлева В. В. О функциях комикса в образовательном дискурсе // Германистика 2019: nove et nova : материалы Второй междунар. науч.-практ. конф., Москва, 10—12 апр. 2019 г. М. : Моск. гос. лингвистический ун-т, 2019. С. 428—432.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Кудряшова Н. В., Соломатова Ю. Д. Использование образовательного комикса и его элементов в обучении студентов-филологов методике преподавания русского языка [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4 (40). С. 184—204. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/13_40_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.40.13.