Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 1(37). С. 175—189

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.111.1

Орехова Юлия Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель
Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны
Бетретдинова Инесса Константиновна, преподаватель
Российский экономический университет им Г. В. Плеханова

 

О СПЕЦИФИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с осуществлением дистанционного обучения иностранному языку в образовательном учреждении (средней школе и университете) для реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов, проводится анализ факторов, сопутствующих внедрению онлайн-обучения в средней школе и вузе. Авторы обосновывают положение о том, что в условиях обновления языкового образования эффективность новых информационно-коммуникационных технологий не уступает результативности традиционного обучения. Отражены результаты исследования, проводимого в целях выявления трудностей при онлайн-обучении (анкетирование школьных учителей, преподавателей вуза и опрос студентов). Предложен примерный алгоритм планирования онлайн-занятия, который позволит избежать ряда методических трудностей при проведении таких занятий по иностранному языку. Приведен подробный список установок, необходимых для успешной коммуникации во время подобных занятий, используемых педагогом как при возникновении понятийных трудностей, так и для решения технических проблем.

Ключевые слова

Онлайн-коммуникация, обучение иностранному языку, дистанционное обучение, педагогический интернет-дискурс, алгоритм урока, онлайн-урок.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2021.37.15

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Азимов Э. Г. Электронные учебники по русскому языку как иностранному: современное состояние и перспективы развития // Русистика. 2020. Т. 18, № 1. С. 39—53. DOI: 10.22363/2618-8163-2020-18-1-39-53.
2. Банникова Л. В. Специфика иноязычной онлайн-коммуникации в условиях организации дистанционного обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2020. № 7. С. 7—12.
3. Бетретдинова И. Х. Оценка уровня языковой компетенции в сетевых коммуникациях учащихся старших классов средней общеобразовательной школы // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика. 2013. № 3. С. 60—63.
4. Владимирова Л. П. Дистанционное обучение иностранным языкам: специфика и перспективы // Иностранные языки в высшей школе. 2014. № 2 (29). С. 68—72.
5. Дьякова Т. А., Хворова Л. Е. Онлайн-урок русского языка как иностранного в условиях цифровой трансформации педагогической деятельности // Русистика. 2020. Т. 18, № 2. С. 209—219. DOI: 10.22363/2618-8163-2020-18-2-209-219.
6. Кислов А. Г. Цифровой урок пандемии // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 42—43. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10205.
7. Кувшинова Е. Е. Дистанционное обучение в условиях кризиса 2020 (на примере Финансового университета при Правительстве РФ) // Современное педагогическое образование. 2020. № 4. С. 8—15.
8. Куликова Е. В. Анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 4 (24). С. 143—150.
9. Лабазина Л. Н., Орехова Ю. М. Современный урок иностранного языка в рамках реализации ФГОС : учеб.-метод. пособие. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. 30 с.
10. Омельяненко Т. Н. Мультикомпетентностный подход к обучению иностранному языку в вузе как результат цифровизации // Иностранные языки в школе. 2020. № 4. С. 38—45.
11. Орехова Ю. М. Технология формирования социокультурной компетенции через применение учебных интернет-ресурсов при обучении иностранному языку в средней школе : дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2018. 270 с.
12. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издат. центр «Академия», 2004. 416 с.
13. Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения. М. : Академия, 2016. 65 с.
14. Попова Я. И. Проблемы организации дистанционного обучения иностранным языкам учащихся старших классов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. 2006. № 2 (19). С. 122—124.
15. Поршнева Е. Р., Абдулмянова И. Р., Зиновьева И. Ю. Формирование компетенции межкультурного взаимодействия // Традиции и инновации в обучении иностранным языкам и культурам: гармонизация или противоборство? : коллект. монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения-XVIII» / под общ. ред. Н. В. Барышникова. Пятигорск, 2016. С. 21—22.
16. Садыкова Р. Х. Дистанционное обучение студентов: реалии и опыт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 9. С. 41—56. URL: http://e-koncept.ru/2020/201063.htm (дата обращения: 14.10.2020).
17. Сысоев П. В. Организация проектной деятельности обучающихся на основе современных информационных и коммуникационных технологий и управление проектами // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 15—28.
18. Тарева Е. Г. Преподавание иностранного языка: новые вызовы ученому и преподавателю-практику // Фундаментальное и актуальное в развитии языка: категории, факторы, механизмы : материалы XVIII Междунар. конф. Школы-семинара им. Л. М. Скрелиной (Москва, 13—16 сент. 2017 г.). М. : МГПУ : Языки Народов Мира, 2017. С. 366—373.
19. Титова С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. М. : МГУ, 2009. 239 c.
20. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 18.10.2020).
21. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
22. Aladyshkin I. V., Kulik S. V., Michurin A. N., Anosova N. E. Information Prospects for Socio-Cultural Development: Contradictory Grounds // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2017. N 35. P. 19—25. DOI: 10.15405/epsbs.2018.02.3.
23. Allison J., Emmerson P. «The Business 2.0 Intermediate». Student’s Book. Macmillan, 2013. 159 p.
24. Bylieva D., Lobatyuk V., Rubtsova A. Homo Virtualis: existence in Internet space // SHS Web of Conferences. 2018. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2018/05/shsconf_cc-tesc2018_00021.pdf.
25. Gaebel M., Kupriyanova V., Morais R., Colucc E. E-learning in European Higher Education Institutions. Results of a mapping survey conducted in October-December 2013. European University Association, 2014. 92 p. URL: https://eua.eu/resources/publications/368:e-learning-in-european-higher-education-institutions.html (дата обращения: 10.10.2020).
26. Herring S. Faceted Classification Scheme for Computer-Mediated Discourse // Language@Internet. 2007. Vol. 4. Article 1. URL: https://www.languageatinternet.org/articles/2007/761.
27. Hewings M. Advanced Grammar in Use. 3rd ed. Cambridge University Press, 2013. 306 p.
28. Schulze M., Scholz K. Learning Trajectories and the Role of Online Courses in a Language Program // Computer Assisted Language Learning. 2018. Vol. 31, N 3. P. 185—205. DOI: 10.1080/09588221.2017.1360362.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Орехова Ю. М., Бетретдинова И. К. О специфике реализации онлайн-обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 1 (37). С. 175—189. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/15_37_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.37.15.