Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 4(40). С. 218—234

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.1:[811.161.1+81’243]

Острикова Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Беккер Людмила Геннадьевна, старший преподаватель, аспирант
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

 

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЦЕЛЕВОМ БЛОКЕ ВВОДНОЙ ЧАСТИ ДВУХЧАСТНЫХ ПРОЕКТОВ УРОКОВ ПО ЯЗЫКОВЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Аннотация

В статье рассмотрены типичные ошибки в планировании целевого блока вводной части планов, конспектов, технологических карт, сценариев и иных видов двухчастных проектов уроков по языковым учебным предметам общеобразовательной школы. По содержанию и хронологии вводная часть поурочного проекта подразделена на два вида. Варианты вводной части с заголовочным и другими элементами, представленные в публикациях XIX—XX и начала XXI века, мы описываем как шапку урока, а с 2011 г. (по ФГОС) вводная часть проекта зачастую именуется паспортом урока, особенно в материалах по аттестации учителя. Типичные проектировочно-целевые ошибки выявлены путем анализа опубликованных проектов уроков с позиции значимости предметных целей, в том числе предметно-межпредметно-метапредметных коммуникативных целей. Это создает предпосылки для более эффективного предупреждения профессионально-методических ошибок указанного вида в целях повышения качества обучения школьников русскому языку и другим государственным языкам народов РФ, а также иностранным языкам.

Ключевые слова

Проект урока, технологическая карта, вводная и основная части проекта, паспорт урока, функции урока, цели и задачи урока, универсальные учебные действия (УУД), проектировочно-целевые ошибки.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2021.40.15

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Антонов В. П., Кандыкова Е. Н., Массанов В. В. Технологическая карта урока: сущность, функции, структура // Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: достижения, перспективы, инновации : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Абакан, 18—19 ноября 2020 г.) / науч. ред. И. В. Пекарская. Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2020. С. 97—101.
2. Баранов М. Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в школе : учеб. М. : Academia, 2000. 361 с.
3. Безрукова В. С. Педагогика : учеб. пособие. Екатеринбург : Свердл. инж.-пед. ин-т, 1993. 320 с.
4. Беккер Л. Г. Из истории номинаций разработок уроков по русскому языку // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2020. № 3 (33). С. 119—125.
5. Гильдебрант О. С. Технологическая карта урока немецкого языка в 4 классе по теме «Любимые предметы в школе» // Поиск: научно-методический журнал. Абакан, 2016. № 4 (56). С. 67—68.
6. Грицевская С. Э. Определение целей и задач урока (На примере первых уроков в IV классе) // Русский язык в школе. 1980. № 4. С. 19—25.
7. Гусарова А. В. Методический проект первого урока русского языка по разделу «Морфология. Словообразование» // Филологический класс. 2017. № 3 (49). С. 84—91. DOI: 10.26170/fk17-03-13.
8. Ждан Н. А. Разработка содержания деятельности педагога при постановке целей и задач учебного занятия // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2017. № 3. С. 91—94.
9. Зотов Ю. Б. Организация современного урока / ред. П. И. Пидкасистый. М. : Просвещение, 1984. 144 с.
10. Киселева О. Н. Структура урока русского языка в средней школе. Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1993. 204 с.
11. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь : для студ. М. : Академия, 2000. 176 с.
12. Конаржевский Ю. А. Система. Урок. Анализ. Псков : Псковский обл. ИПКРО, 2012. 399 с.
13. Кулаева Г. М. Учимся составлять конспект урока : учеб.-метод. пос. Оренбург : ОГПУ, 2004. 120 с.
14. Лопатина М. Е. Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Улицы города. Какие они?» // Поиск: научно-педагогический журнал. Абакан, 2016. № 4 (56). С. 69—70.
15. Махмутов М. И. Современный урок. 2-е изд., испр. и доп. М. : Педагогика, 1985. 184 с.
16. Методика русского языка : программа для пед. ин-тов / И. Р. Палей (1956); Программа / И. Р. Палей, Е. А. Баринова, И. П. Иванов, Н. Л. Херсонская; ред. И. Р. Палей (1960); Программа / И. Р. Палей (1963) // Методика преподавания русского языка. Программы 30—80-х годов XX века / сост. Т. А. Острикова. Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2007. С. 16—21, 21—23, 23—27.
17. Мурзина Н. П. Технология планирования современного урока // Школьные технологии. 2017. № 2. С. 52—59.
18. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М. : Политиздат, 1984. 111 с.
19. Острикова Т. А. Многоаспектная типология уроков русского языка // Русский язык в школе. 2010. № 5. С. 11—14; № 6. С. 17—22.
20. Пассов Е. И. Теория методики: цель и содержание иноязычного образования. Кн. 5. Елец : МУП «Типография», 2013. 452 с.
21. Пассов Е. И. Аналитика как условие развития методической науки. Кн. 4. Елец : МУП «Типография», 2015. 495 с.
22. Педагогический словарь : учеб. пособие / ред. В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова. М. : Академия, 2008. 352 с.
23. Педагогический энциклопедический словарь / ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Большая рос. энцикл., 2002. 527 с.
24. Поздняков Н. С. Методика преподавания русского языка : учеб. пос. для пед. и учит. ин-тов. М. : Учпедгиз, 1952. 320 с.
25. Программа по курсу «Методика преподавания русского языка в средней школе» (1947 г.) / С. Е. Крючков, И. Р. Палей, М. В. Станиславлев // Методика преподавания русского языка. Программы 30—80-х годов XX века / сост. Т. А. Острикова. Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2007. С. 9—12.
26. Протасова Н. А. Планирование урока немецкого языка как важное условие его эффективного проведения // Немецкий язык — лингводидактическое обеспечение и методика преподавания : сб. науч. ст., посвящ. памяти С. А. Носкова (1943—2018) / ред. Е. Е. Иванов. Могилев : Могилевский гос. ун-т им. А. А. Кулешова, 2019. С. 48—51.
27. Птицына Н. А. Подготовка будущего учителя к педагогическому проектированию : автореф. дис. … канд. пед. наук. Тула, 2009. 23 с.
28. Раицкая Г. В. Особенности планирования результатов уроков // Начальная школа. 2016. № 2. С. 49—54.
29. Саранчина А. В. Технологические карты уроков к учебнику под ред. Б. А. Ланина «Литература. 5 класс» : метод. пособие. М. : Вентана-Граф, 2019. 87 с.
30. Серегина О. С. Конспект урока как коммуникативный феномен в профессиональной практике учителя русского языка : автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2004. 21 с.
31. Серегина О. С. Современный конспект урока: содержание профессиональной подготовки будущего педагога : пособие. Новокузнецк : Изограф, 2018. 99 с.
32. Скаткин М. Н. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики : учеб. пос. для пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1982. 391 с.
33. Соколова А. В. Урок русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы» // Филологический класс. Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2013. № 3 (33). С. 78—81.
34. Тарасюк О. В. Формирование у студентов профессионально-педагогического вуза умений проектирования учебных занятий : дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 198 с.
35. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. 3-е изд., перераб. М. : Просвещение, 1980. 412 с.
36. Указатель статей, опубликованных в журнале «Русский язык в школе» / сост. Т. А. Острикова : в 2 ч. Ч. 1. Тематический указатель: 2000—1941. Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2001. 123 с.
37. Учитель русской словесности IX : сб. конспектов уроков и метод. обоснований к ним / ред. И. Г. Минералова. М. : МПГУ, 2010. 178 с.
38. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 10.03.2021).
39. Целищева Л. В. Проект урока русского языка в 5 классе по теме «Беглые гласные О—Е в русском языке» с применением технологии проблемного обучения // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / ред. О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 131—136.
40. Шадрова Е. В., Тихомирова Е. Л. Проблема целеполагания при обучении иностранному языку в гетерогенной образовательной среде // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2015. Т. 1, № 4. С. 294—303.
41. Шурыгина Ю. А., Бухминова Р. А. О некоторых особенностях формулирования целей и задач современного урока немецкого языка в отечественной и зарубежной педагогических системах // Молодежь, образование, наука. 2014. Т. 1, № 1. С. 147—151.
42. Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. / ред. С. Я. Батышев [и др.]. Т. 2: М—П. М. : РАО : Проф. образование, 1999. 440 с.
43. Яловенко Н. В. Сценарный план урока по предмету «Второй иностранный язык (немецкий язык)» на тему „Das Essen auf unserem Tisch“ 6 класс // Педагогический поиск. Курск. 2020. № 1. С. 41—44.
44. Bimmel P., Kast B., Neuner G. Deutschunterricht planen. Arbeit mit Lehrwerkslektionen. Goethe-Institut, 2003. 176 S.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Острикова Т. А., Беккер Л. Г. Типичные ошибки в целевом блоке вводной части двухчастных проектов уроков по языковым учебным предметам [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4 (40). С. 218—234. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/15_40_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.40.15.