Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 1(37). С. 190—204

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.1

Пак Любовь Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В АРХИТЕКТОНИКЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье изложены результаты исследования, посвященного процессу социализации цифрового поколения студенческой молодежи. Описаны социокультурные и онлайн-риски жизнедеятельности обучающихся в условиях глобальной цифровизации и намечены пути их минимизации в контексте обоснования целенаправленного процесса социализации цифрового поколения студенческой молодежи в вузе, базирующегося на знании новой ситуации развития молодых людей, особенностей их Net-мышления и поведения. Обоснованы ведущие идеи социализации цифрового поколения студенческой молодежи в архитектонике высшего образования (актуализация опережающей социализации в вузе; повышение информационной компетентности преподавателей; приоритетность смешанного обучения; гармонизация реальной и виртуальной коммуникации субъектов образования; формирование информационной стрессоустойчивости и жизнеспособности обучающихся). Охарактеризована целевая программа «Цифровое студенчество: особенности социализации и безопасность» в логике конструирования определенных блоков («Социальное познание с опорой на концепции осмысления перемен, происходящих в информационном социуме», «Социальная коммуникация в инфо- и реальном мире», «Субъектность студенческой молодежи с учетом вызовов и рисков цифрового общества»), реализуемых поэтапно (инфоадаптация, инфоинтеграция, инфоактивность).

Ключевые слова

Цифровизация, социализация, цифровое поколение, студенческая молодежь, образовательная организация высшего образования, офлайн- и онлайн-коммуникации, социокультурные и онлайн-риски жизнедеятельности молодых людей, целевая программа социализации.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2021.37.16

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Балашова М. В. Формирование умений информационной самозащиты у студентов (на материале дисциплины «Библиография») : автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2012. 24 с.
2. Бастракова Н. С. Цифровое поколение в проекции жизненного самоопределения // Новые информационные технологии в образовании и науке. 2018. № 1. С. 103—108.
3. Белова Е. С. Педагогическая поддержка социализации студента вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2015. 24 с.
4. Богачева Н. В., Сивак Е. В. Мифы о «поколении Z». М. : НИУ ВШЭ, 2019. 56 с. (Современная аналитика образования. № 1 (22)).
5. Богданова В. В. Социализационные траектории студенческой молодежи: состояние, направленность, основные тенденции : автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2009. 18 с.
6. Буцык С. В. «Цифровое» поколение в образовательной системе российского региона: проблемы и пути решения // Открытое образование. 2019. № 1. С. 27—33.
7. Гендина Н. И. Формирование информационной и медиаграмотности в условиях информационного общества: новая инициатива ЮНЕСКО и проблемы российского информационного образования // Научный диалог. 2012. № 1. С. 140—161.
8. Данилова М. А. Интернет-социализация студенческой молодежи: специфика мотивации сетевого поведения : автореф. дис. … канд. социол. наук. Саратов, 2009. 18 с.
9. Жилавская И. В. Проблема формирования понятийного аппарата медиаобразования в условиях конвергенции медиа- и информационной грамотности // Фундаментальные исследования. 2014. № 5. С. 213—217.
10. Зайцева Н. А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 2 (3). С. 220—236.
11. Зоркая Н. Современная молодежь: к проблеме «дефектной» социализации // Вестник общественного мнения. 2008. № 4 (96). С. 17—19.
12. Ковалева А. И. Проблемы социализации личности студента в вузе // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 3. С. 48—62.
13. Копытова Н. Е. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов в условиях информационной среды // Гаудеамус. 2011. № 17. С. 79—83.
14. Крюков В. В., Шахгельдян К. И. Информационные технологии в университете: стратегия, тенденции, опыт // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 4. С. 101—112.
15. Курбатов В. И. Net-мышление: новые реалии информационной эры // Гуманитарий Юга России. 2017. № 6. С. 173—181.
16. Лучинкина А. И., Юдеева Т. В., Ушакова В. Р. Информационно-психологическая безопасность личности в интернет-пространстве : учеб. пособие. Симферополь : ДИАЙПИ, 2015. 151 с.
17. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. М. : Омега-Л, 2013. 416 с.
18. Мудрик А. В. Социализация человека. М. : Моск. психол.-социал. ин-т, 2011. 624 с.
19. Нагаева И. А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6 (33). С. 56—68.
20. Нижник Е. А. Специфика социализации личности в России в условиях динамичного развития информационно-коммуникационных технологий. Ростов-на-Дону : Фонд науки и образования, 2014. 96 с.
21. Пак Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. М. : Университет Российской академии образования, 2010. 80 с.
22. Петрунева Р. М., Васильева В. Д., Топоркова О. В. Студенческая молодежь в эпоху цифрового общества // Преподаватель ХХI век. 2019. № 1-1. С. 77—85.
23. Пошехонова В. А. Образовательная гуманитарная технология цифрового поколения // Педагогическое образование в России. 2018. № 5. С. 13—20.
24. Семенова И. Н., Слепухин А. В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 68—74.
25. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 71—80.
26. Тадаева А. В. Социализация молодежи в условиях современного информационного пространства информационного общества // Духовно-нравственные ценности и профессиональные компетенции рабочей и учащейся молодежи : сб. тр. VIII Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2014. С. 233—239.
27. Тычкова Т. В. Информационная культура как условие социализации личности в современном российском обществе : автореф. дис. … канд. социол. наук. Краснодар, 2009. 24 с.
28. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности // Избранные труды : в 2 т. М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2005. Т. 2. 456 с.
29. Чистяков А. В. Социализация личности в обществе интернет-коммуникаций: социокультурный анализ : автореф. дис. … д-ра социол. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 54 с.
30. Шамис Е. М., Никонов Е. Н. Теория поколений: необыкновенный Икс. М. : Синергия, 2016. 138 с.
31. Шутенко А. И. Концепция построения образовательных коммуникаций в системе вузовской подготовки // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 11 (55). С. 573—586.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Пак Л. Г. Социализация цифрового поколения студенческой молодежи в архитектонике высшего образования: теоретико-прикладной аспект [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 1 (37). С. 190—204. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/16_37_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.37.16.