Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 2(38). С. 223—244

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.161.1

Кудряшова Наталия Владимировна, кандидат педагогических наук
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Соломатова Юлия Дмитриевна, студент
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

 

ЛОГИКО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ЛОГИЧЕСКОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ И КООРДИНАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье рассмотрены возможности практического применения метода логико-смыслового моделирования учебной информации путем визуально-графической реализации логико-смысловых моделей образно-понятийного типа. Логико-смысловая модель рассматривается авторами как дидактическое, т.е. используемое в учебных целях, инструментальное средство логического структурирования (переработки, свертывания) и координации учебной информации по вузовской учебной дисциплине. Авторами описаны правила-этапы последовательного визуально-графического и вербально-смыслового моделирования учебной информации, необходимые для выполнения логико-смысловых моделей разной смысловой направленности. Приведены примеры-образцы таких моделей, пригодных к использованию в рамках изучения вузовской дисциплины «Методика преподавания русского языка». Актуализирована значимость использования логико-смысловых моделей в учебно-познавательной деятельности студентов-филологов с целью формирования визуальной грамотности и визуальной культуры, повышения уровня их профессионально-методической компетентности.

Ключевые слова

Логико-смысловая модель, метод логико-смыслового моделирования, визуализация, визуально-графическая наглядность, учебная информация, вузовская дисциплина, методика преподавания русского языка.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2021.38.16

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Акшенцева О. А. Использование логико-смысловых моделей для повышения познавательной самостоятельности учащихся // История. Всё для учителя! 2014. № 11 (35). С. 5—7.
2. Андрос И. Д., Громова О. И. Использование логико-смысловых моделей при подготовке к централизованному тестированию по русскому языку // Карповские научные чтения : сб. науч. ст. / редкол.: А. И. Головня (отв. ред.) и др. Минск : Белорусский Дом печати, 2014. Вып. 8 : в 2 ч. Ч. 1. С. 57—59. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/100308 (дата обращения: 26.01.2021).
3. Арташкина Т. А. Визуализация и визуальные исследования: анализ категориально-понятийного аппарата // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике : сб. статей II Междунар. науч. конф. (24—25 ноября 2016 г.) / под ред. Н. Ф. Федотовой. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. 15—19.
4. Баранов М. Т. Методика пунктуации // Методика преподавания русского языка в школе : учебник для студ. высших пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. М. : Издат. центр «Академия», 2000. С. 187—226.
5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод. пособие. М. : Высшая школа, 1991. 207 с.
6. Галявиева М. С. Облако слов как инструмент визуализации библиометрических данных // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике : сб. статей II Междунар. науч. конф. (24—25 ноября 2016 г.) / под ред. Н. Ф. Федотовой. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. 427—431.
7. Григорьева Т. М. Три века русской орфографии. М. : Элпис, 2004. 456 с.
8. Егорова Т. В. Словарь иностранных слов современного русского языка. М. : Аделант, 2014. 800 с.
9. Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний : материалы Первой всерос. науч.-практ. конф., Москва — Уфа, 28 января 2013 г. : Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы, 2013. 266 с.
10. Кондрашов Н. А. Сергей Иванович Абакумов (1890—1949) // Русская речь. 1985. № 6. С. 67—70.
11. Кудряшова Н. В. Вклад М. Т. Баранова в упорядочение понятийно-терминологического аппарата методики обучения пунктуации // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2019. № 3 (29). С. 153—160.
12. Кудряшова Н. В. Дидактическая инфографика как средство диалога учителя с учеником // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2017. № 21. С. 134—137.
13. Кудряшова Н. В. Непрерывное обучение пунктуации в средней общеобразовательной школе и университете (на материале правил обособления согласованных определений) : дис. … канд. пед. наук. Абакан, 2013. 207 с.
14. Кудряшова Н. В., Соломатова Ю. Д. Использование на уроках русского языка информационно-дидактического потенциала логико-смысловых моделей // Развитие социально устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования : сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Абакан, 19—21 ноября 2020 г.) / отв. ред. М. Я. Добря, О. Е. Ефимова. Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2020. С. 256—258.
15. Кудряшова Н. В., Соломатова Ю. Д. Кластер как когнитивно-визуальное интерактивное средство наглядности и возможности его использования в методике обучения русскому языку [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4 (28). С. 295—310. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/21_28_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.28.21.
16. Кудряшова Н. В., Соломатова Ю. Д. Реализация кумулятивно-интегрирующей функции ментальной карты на занятиях по теории и методике обучения русскому языку [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 2 (34). С. 240—255. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/20_34_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.34.20.
17. Кузьмич В. В. Наступило время визуализации информации [Электронный ресурс] // Вышэйшая школа. 2016. № 1 (111). С. 40. URL: http://nihe.bsu.by/images/2016/1-2016.pdf.
18. Кузьмич В. В., Трухан Н. С. Визуализация информации как средство улучшения процесса обучения [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы профессионального образования : тез. докладов I Междунар. науч.-практ. конф. (Республика Беларусь, г. Минск, 18 мая 2017 г.) / редкол.: С. Н. Анкуда [и др.]. Минск : БГУИР, 2017. С. 128—130. URL: https://mrk-bsuir.by/files/upload/mnpk_2017.pdf (дата обращения: 19.01.2021).
19. Кулак Д. В., Неудахина Н. А. Применение логико-смысловых моделей в обучении // Ползуновский альманах. Барнаул : Алтайский гос. тех. ун-т им. И. И. Ползунова, 2009. № 3. Т. 2. С. 184—188.
20. Макарова Е. А. Когнитивный аспект визуализации как средства усвоения учебной информации в познавательной деятельности // Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний : материалы Первой всерос. науч.-практ. конф., Москва — Уфа, 28 января 2013 г. Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы, 2013. С. 204—206.
21. Манько Н. Н. Моделирующая деятельность в технологиях общего и профессионального образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 5. С. 33—48.
22. Маслов В. М. Наглядность и визуализация в парадигмальном и гуманистическом планах [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. 2014. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12460.
23. Научная школа «Дидактический дизайн в профессиональном педагогическом образовании» Уфа : Изд-во БГТУ, 2016. 250 с. (Приложение «Научные школы университета — системе образования республики» к Педагогическому журналу Башкортостана. Вып. 2).
24. Остапенко А. А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. 2-е изд. М. : Народное образование, 2007. 384 с.
25. Петрова Н. В., Свердлова А. В. Метод логико-смыслового моделирования информации в процессе обучения информационным технологиям педагогов-бакалавров естественнонаучного профиля [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. 2013. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9353.
26. Правила русской орфографии и пунктуации / ред. Л. А. Чешко. М. : Гос. учебно-педагогическое изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1956. 176 с.
27. Правила русской орфографии и пунктуации : полный академический справочник / Н. С. Валгина, Н. А. Еськова, О. Е. Иванова, С. М. Кузьмина, В. В. Лопатин, Л. К. Чельцова ; под ред. В. В. Лопатина. М. : Эксмо, 2008. 480 с.
28. Смирнова Н. Е. Синтез логико-вербального и визуального мышления в контексте визуального поворота // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 2. С. 95—103. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-2-95-103.
29. Федосова О. А., Соколина Е. Н. О значении визуализации учебной информации // Проблемы педагогики. 2018. № 3 (35). С. 96—99.
30. Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. М. : Народное образование, 2002. 304 с.
31. Штейнберг В. Э. Логико-смысловые модели и познавательная самостоятельность // История. Все для учителя! 2014. № 11 (35). С. 2—5.
32. Штейнберг В. Э. От наглядности «по Коменскому» — к дидактическим инструментам [Электронный ресурс] // Образовательные технологии. 2015. № 3. С. 65—84. URL: https://www.iedtech.ru/files/journal/2015/3/3_2015_65-84.pdf.
33. Штейнберг В. Э. О связи визуализации в дидактике со стандартами и компетенциями [Электронный ресурс] // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 1. С. 814—826. URL: https://profed.nsau.edu.ru/jour/article/view/314/315. DOI: 10.15372/PEMW20170110.
34. Штейнберг В. Э. Реализация логико-смыслового моделирования в дидактике [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. Международный электронный научный журнал. 2015. № 4 (16). С. 41—48. URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2015/05/pdf_150407.pdf.
35. Штейнберг В. Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии. М. : Народное образование, 2015. 350 с.
36. Штейнберг В. Э. Теория и практика инструментальной дидактики // Образование и наука. 2009.
№ 7 (64). С. 3—12. URL: http://archive.edscience.ru/sites/default/files/2009/2009_07.pdf.
37. Штейнберг В. Э., Мустаев А. Ф. Основания графической реализации логико-смыслового моделирования в дидактике // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 3. С. 46—76. URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/780/640#. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-3-46-76.
38. Шубин А. Н. Технология многомерных дидактических инструментов на уроках физики // Наука и образование: векторы развития : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. 2018. № 1. С. 93—98. URL: https://emc21.ru/wp-content/uploads/2018/04/Sbornik-materialov-konferentsii_Nauka-i-obrazovanie.pdf (дата обращения: 18.01.2021).
39. Янченко В. Д., Исаева Н. А. Григорий Иванович Блинов (К 100-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. 2014. № 2. С. 34—41.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Кудряшова Н. В., Соломатова Ю. Д. Логико-смысловая модель как средство логического структурирования и координации учебной информации по методике преподавания русского языка [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 2 (38). С. 223—244. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/16_38_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.38.16.