Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 4(40). С. 235—252

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.047

Пак Любовь Геннадьевна, доктор педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет
Каменева Елена Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет
Кочемасова Любовь Александровна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ВЕДУЩИЕ ИДЕИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Аннотация

В статье определены проблемы и риски первичного вхождения выпускников на рынок труда, определены пути их минимизации в контексте обоснования ведущих идей акмеологической концепции социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов: 1) изменение содержания профессиональной подготовки в рамках перехода от прямого воздействия к наставничеству, фасилитаторству в целях формирования культуры трудоустройства выпускников с использованием ресурсов интеграции образовательной, социально-воспитательной деятельности студентов; 2) определение последовательности формирования культуры трудоустройства выпускников на основе опережающего содержания профессиональной подготовки, междисциплинарности, интегративности, вариативности образования; 3) актуализация механизма социального партнерства субъектов трудоустройства; 4) развитие акмеологических инвариантов, востребованных профессиональной деятельностью, определяющих оптимальность трудоустройства выпускников вузов. Разработан авторский практикум «Современное трудоустройство: пути социально-педагогического содействия и перспективы достижения будущих вершин профессионального мастерства» в логике конструирования разделов: «Письменная и устная коммуникация при трудоустройстве», «Самопрезентация. Самоимиджирование. Самопродвижение на рынке труда», «Командная работа и лидерство», «Фасилитация — акмеологический инструмент для повышения результативности вхождения на рынок труда», «Психодиагностика и познание себя», «Планирование карьеры и управление стратегией профессионально-личностного развития».

Ключевые слова

Амеологическая концепция, трудоустройство выпускников вузов, образовательная организация высшего образования, социально-педагогическое содействие, первичное вхождение на рынок труда, проблемы и риски трудоустройства, формирование культуры трудоустройства студентов.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2021.40.16

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Абдалина Л. В. Акмеологическая практика развития профессионализма педагога: комплексный программно-целевой проект, специальный курс, тренинг : учеб.-метод. пособие. Воронеж : ВГПУ, 2008. 40 с.
2. Антонова Г. В., Мирзабалаева Ф. И., Бондарчук А. Г. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса // Экономика труда. 2020. Т. 7, № 12. С. 1249—1268.
3. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3—26.
4. Бегидова С. Н., Хазова С. А. Акмеологический подход в профессиональной подготовке будущих специалистов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2008. № 3. С. 26—31.
5. Бондырева Е. Ю., Сафиуллина Т. Р., Нуриева Э. Н. Акмеологические аспекты развития профессионализма у современного педагога высшей школы // Инновационная наука. 2016. № 12-3. С. 42—47.
6. Борисова А. А., Ряполова К. В. Информационное сопровождение трудоустройства выпускников вузов [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. 2012. № 12 (48). URL: http://uecs.ru/uecs48-482012/item/1816-2012-12-18-06-08-44.
7. Вешкурцева Е. А., Махмуд А. Ю., Кучина О. В. Трудоустройство студентов и выпускников // Проблемы науки. 2019. № 6 (42). С. 38—42.
8. Выпускники вузов оценивают сложности поиска работы на 7,3 балла из 10 [Электронный ресурс] // Сайт исследовательского центра портала Superjob.ru. URL: https://www.superjob.ru/research/articles/112336/vypuskniki-vuzov-ocenivayut-slozhnosti-poiska-raboty-na-7/ (дата обращения: 15.08.2021).
9. Далибожко А. И., Герман М. В., Краковецкая И. В. Повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда: возможность формирования твердых и мягких навыков в международной программе Enactus // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2018. № 1 (85). С. 57—74.
10. Дахина Е. Р. Педагогические условия формирования готовности выпускников вузов к трудоустройству : автореф. дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2017. 24 с.
11. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. М., 2021. 219 с. URL: http://static.government.ru/media/files/GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf (дата обращения: 15.08.2021).
12. Еремкин А. И., Худяков В. А., Савенкова Ю. С., Петренко В. О. Система содействия трудоустройству выпускников вуза в современных условиях // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 3. С. 54—58.
13. Ермаков Д. С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 104—112.
14. Итоги выборочного обследования рабочей силы [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13265 (дата обращения: 15.08.2021).
15. Коваленко С. О. Центры развития карьеры вуза: их цели и задачи // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4. С. 156—159.
16. Коземаслов Н. Д., Боркова Е. А. Проблемы трудоустройства выпускников вуза // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2016. № 10 (39). С. 231—234.
17. Конев И. В., Дубинин А. Н. Инновационные технологии трудоустройства молодых специалистов // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2012. № 2 (106). С. 275—281.
18. Ляшок В. Ю. Молодежная безработица в России: масштабы проблемы // Экономическое развитие России. 2021. № 4. С. 77—80.
19. Максимова В. Н. Введение в акмеологию школьного образования. СПб. : ЛОИРО, 2002. 156 с.
20. Основы общей и прикладной акмеологии / под ред. А. А. Бодалева [и др.]. М. : РАГС : ВАД, 1994. 388 с.
21. Пак Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. М. : Университет Российской академии образования, 2010. 180 с.
22. Приказ Минтруда России № 648, Минобрнауки России № 1228 от 23.09.2020 «Об утверждении Комплекса мер по содействию трудоустройству граждан, завершивших обучение по основным образовательным программам высшего образования в 2020 году, в том числе в образовательные организации высшего образования и научные организации» [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации : сайт. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-n-648-minobrnauki-rossii-n-1228/ (дата обращения: 15.08.2021).
23. Солянкина Л. Е. Акмеологическая модель практико-ориентированной образовательной среды как детерминанты развития профессиональной компетентности специалиста. М. : АПКиППРО, 2011. 202 с.
24. Стенограмма совещания В. В. Путина о ситуации на рынке труда [Электронный ресурс] // Сайт Президента РФ. URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-soveschanija-putina-o-situacii-na-rynke-truda-28-05-2020.html (дата обращения: 15.08.2021).
25. Сухобская Г. С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. 2002. № 4. С. 17—20.
26. Сюпова М. С., Бондаренко Н. А. Основные формы взаимодействия вузов и предприятий // Ученые заметки ТОГУ. 2014. Т. 5, № 4. С. 111—116.
27. Третьякова В. С. Теория конвергенции как методологическое основание развития навыков будущего у субъектов деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. № 2 (44). С. 10—18.
28. Устинова К. А., Попов А. В. Объективные и субъективные барьеры трудоустройства молодежи в современной России // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. 2018. № 3. С. 51—64.
29. Ушаков А. А. Акмеологические основы высшего образования : учеб.-метод. пособие. Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2019. 148 с.
30. Черницов А. Е. Управление системой содействия трудоустройству молодежи в регионе : автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2008. 24 с.
31. Шмарион Ю. В., Люй Д. Я. Анализ сущностных характеристик трудоустройства как объекта управления // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 78—82.
32. Sonmez J. Z. Soft Skills. The Software Developer’s Life Manual. New York : Manning Publications, 2015. 506 p.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Пак Л. Г., Каменева Е. Г., Кочемасова Л. А. Ведущие идеи акмеологической концепции социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4 (40). С. 235—252. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/16_40_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.40.16.