Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 4(40). С. 253—266

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.086

Петрова Светлана Олеговна, аспирант
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Аннотация

В статье разработана новая теоретическая модель — этическая система педагога-профессионала, интегрирующая этику добродетели, этику заботы и этику справедливости, составленная на основе анализа ряда трудов отечественных и зарубежных педагогов. Представлены взаимодополняющие эмпирические исследования: глубинные интервью общей продолжительностью около 100 минут, дословно транскрибированные и проанализированные при помощи проекционного метода, и анкетирование среди педагогов по самооценке уровня профессиональной этики. Анкетирование в Google-forms проводилось в 2020 г., выборку составили 132 педагога. В контексте профессионального стандарта педагога разработана дополнительная трудовая функция по этике его профессиональной деятельности, которая должна способствовать формированию духовно-нравственной и социально ответственной личности современного педагога с высокой мотивацией к своей деятельности.

Ключевые слова

Профессиональная этика педагога, государственная итоговая аттестация, этические концепции в педагогике, этика добродетели, этика заботы, этика справедливости.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2021.40.17

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Бездухов В. П., Носков И. А. О культурологическом содержании педагогического образования и этико-педагогическом обеспечении его реализации // Мир психологии. 2020. № 3 (103). С. 94—109.
2. Болотов В. А., Ковалева Г. С. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 5. С. 3—11.
3. Дроботенко Ю. Б. Готовность педагога к управлению изменениями в условиях новой педагогической реальности // Модернизация педагогического образования в условиях глобализации : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Омск, 25 дек. 2018 г. Омск : Омский гос. пед. ун-т, 2019. С. 13—17.
4. Клишина О. Н. Некоторые рекомендации по формированию у учащихся навыков проектной деятельности // Символ науки. 2016. № 5-2. С. 156—159.
5. Кьеркегор С. О. Беседы и размышления / пер. А. В. Лызлова. М. : Рипол-Классик, 2018. 512 с.
6. Меньшиков В. М., Хохлова А. Б. О требованиях к профессиональной подготовке педагога, призванного к духовно-нравственному воспитанию (на материале трудов К. Д. Ушинского и Феофана Затворника) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2018. Т. 37, № 2. С. 329—335. DOI: 10.18413/2075-4574-2018-37-2-329-335.
7. Одинцова О. В. Профессиональная этика : учеб. для студ. учреждений высш. образования. 3-е изд., стер. М. : Издат. центр «Академия», 2014. 144 с.
8. Печеркина А. А., Катькало К. Д. Личностно-профессиональная самореализация: анализ исследований отечественных и зарубежных авторов // Педагогическое образование в России. 2021. № 1. С. 88—95. DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_11.
9. Печников А. Н., Прензов А. В. Подход к оценке сформированности специальных компетенций // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 5. С. 28—54.
10. Писаренко В. И., Писаренко И. Я. Педагогическая этика : кн. для учит. 3-е изд., доп. и перераб. Минск : Народная асвета, 1986. 240 с.
11. Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников» // Официальные документы в образовании. 2019. № 24.
12. Прахов И. А. Влияние инвестиций в дополнительную подготовку на результаты ЕГЭ // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 74—99. DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-74-99.
13. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553 (дата обращения: 20.05.2021).
14. Родинова Н. П., Халиулина В. П., Соколова В. С. Повышение роли человеческого фактора в современном экономическом развитии // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-2 (86). С. 821—824.
15. Салов А. И. Морально-этические принципы формирования этического мировоззрения учителя // Вестник Тверского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2017. № 4. С. 115—120.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897]. М., 2010. 67 с.
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.05.2021).
18. Чоросова О. М., Петрова С. О. Анализ уровня профессиональной этики педагогов Республики Саха (Якутия) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Сер. Педагогика. Психология. Философия. 2020. № 3 (19). С. 49—52.
19. Шамуратова Г. Ю. Синергетический подход как форма многовариантности в образовательном процессе // Молодой ученый. 2017. № 22. С. 203—205. URL: https://moluch.ru/archive/156/44215/ (дата обращения: 23.07.2020).
20. Block A. Ethics and Teaching. New York : Palgrave MacMillan, 2009. 306 p.
21. Boylan Michael A. The Ethics of Teaching. Great Britain : Taylor & Francis, 2017. 215 p.
22. Heck D. Teacher Education In and For Uncertain Times. Springer, 2018. 459 p.
23. Noddings N. Caring: A Relational Approach to Ethics and Moral Education. University of California Press, 2013. 101 p.
24. Strike K. A., Soltis J. F. The Ethics of Teaching. Great Britain : Teachers College Press, 2010. 173 p.
25. United States Department of Education by the National Commission on Excellence in Education. A Nation at Risk: The Imperative for Educational Reform: an Open Letter to the American People: a Report to the Nation and the Secretary of Education. The Commission, April 1983. 91 p.
26. Van Maele D., Van Houtte M. Collegial Trust and the Organizational Context of the Teacher Workplace: The Role of a Homogeneous Teachability Culture // American Journal of Education. 2011. Vol. 11, N 4. P. 437—464. DOI: 10.1086/660754.
27. Van Maele D., Van Houtte M. Faculty trust and organizational school characteristics: An exploration across secondary schools in Flanders // Educational Administration Quarterly. 2009. Vol. 45, N 4. P. 556—589. DOI: 10.1177/0013161X09335141.
28. Wills J. Putting the Squeeze on Social Studies: Managing Teaching Dilemmas in Subject Areas Excluded from State Testing // Teachers College Record. 2007. Vol. 109, N 8. P. 1980—2046.
29. Yamagishi T. Trust: an evolutionary game of mind and society. Tokyo : Tokyo University Press, 2011. 192 p.
30. Zanin L. Education and Life Satisfaction in Relation to the Probability of Social Trust: a Conceptual Framework and Empirical Analysis // Social Indicators Research. 2017. Vol. 132, N 2. P. 925—947. DOI: 10.1007/s11205-016-1322-5.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Петрова С. О. Профессиональная этика педагога в процессе подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4 (40). С. 253—266. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/17_40_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.40.17.