Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 3(39). С. 237—252
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 372.854
Чаплыгина Анастасия Валентиновна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель
Курский государственный университет
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся использования интеллект-карт в обучении химии студентов-первокурсников и обучающихся профильного класса образовательного кластера «школа — вуз — предприятие». Изложены теории и концепции, лежащие в основе технологии составления интеллект-карт, представлены ее положительные и отрицательные стороны. Приведены методические указания для организации учебного процесса по химии с применением данной технологии: представлен алгоритм разработки интеллект-карт, изложены этапы их применения, рассмотрены формы организации учебного процесса с использованием составленных карт. Показано, что применение технологии формирует у обучающихся общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией, и увеличивает скорость усвоения ими материала.
Ключевые слова
Интеллект-карта, технология составления интеллект-карт.
1. Бершадский М. Е. Когнитивная визуализация процессов присвоения информации // Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний : материалы Первой Всерос. науч.-практ. конф. М. ; Уфа : Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2013. 290 с.
2. Бершадский М. Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения. М. : Сентябрь, 2011. 256 с.
3. Бершадский М. Е. Психологические основания метода интеллект-карт [Электронный ресурс]. URL: http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 (дата обращения: 14.03.2021).
4. Бехтерев С. В. Майнд-менеджмент: решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. М. : Альпина Паблишер, 2009. 308 с.
5. Бруннер Е. Ю. Применение технологии mind map в учебном процессе // Развитие международного сотрудничества в области образования в контексте Болонского процесса : материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Ялта, 5—6 марта 2008 г.). Ялта : РИО КГУ, 2008. Вып. 19. Ч. 1. С. 50—53.
6. Бьюзен Т. Супермышление. Минск : Попурри, 2003. 300 с.
7. Бьюзен Т. Интеллект-карты для руководителя. Стратегии грамотного управления. Минск : Попурри, 2014. 256 c.
8. Гвоздева А. В., Чаплыгина А. В. Теоретико-методологические основы формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях образовательного кластера «школа — вуз — предприятие» // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. 2019. № 2. С. 103—111.
9. Гвоздева А. В., Чаплыгина А. В. Теоретические основы образовательного кластера в формировании раннего профессионального самоопределения обучающихся [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 2 (46). С. 231—238. URL: https://api-mag.kursksu.ru/media/pdf/051-032.pdf.
10. Гин А. А. ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить. М. : Вита-пресс, 2016. 96 с.
11. Ильязова Л. М., Якушева Г. И. Методика использования технологии составления интеллект-карт в школьном курсе химии [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19377.
12. Кайсарова Д. В., Коцюба И. Ю. Использование интеллект-карт для длительного наблюдения за процессом усвоения обучающимися содержания дисциплины // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 4. С. 101—105.
13. Каримова М. А., Гизатулина О. И. Развитие мышления и творчества на уроках литературы с помощью метода интеллект-карт // Молодой ученый. 2016. № 3. С. 837—841.
14. Кларин М. В. Педагогические технологии в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М. : Знание, 1989. 77 с.
15. Кононець Н. В. Технологія майндмеппінгу як педагогічна технології ресурсно-орієнтованого навчання інформатики в коледжі // Наукові праці Донецького національного технічного університету. Сер. Педагогіка, психологія і соціологія. 2013. Вип. 2 (14). URL: http://ea.donntu.org/handle/123456789/27912.
16. Коцюба И. Ю., Шиков А. Н. Интеллект-карты как средство е-дидактики в компьютерных технологиях обучения // Образовательные технологии и общество. 2015. № 1. С. 600—611.
17. Латыпов Н. В. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб. : Питер, 2005. 336 с.
18. Лугина Н. Э. Интеллект-карта: технология изображения информации : учеб. пособие. Томск : Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2012. 21 с.
19. Мамонтова М. Ю. Интеллект-карта как средство оценивания качества знаний обучающихся: возможности и ограничения структурно-информационного подхода // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. С. 83—91.
20. Митрахович О. А. Формирование у старшеклассников умения работы с информацией : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 23 с.
21. Мюллер Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. М. : Омега-Л, 2007. 126 с.
22. Приходченко Е. И. Использование технологии майндмэппинга как ресурсно ориентированного обучения магистров государственной службы // Педагогика и психология: теория и практика. 2019. № 4 (16). С. 106—114.
23. Пушкарева Т. П. Применение карт знаний для систематизации математической информации // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2 (27). С. 139—144.
24. Самохина В. М. Применение интеллект-карт в обучении // Молодой ученый. 2016. № 29, ч. 6. С. 598—600.
25. Сорока О. Г., Васильева И. Н. Визуализация учебной информации // Университет педагогического самообразования. 2015. № 12. URL: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/10693/1/Soroka_PS_12_2015.pdf.
26. Тушакова З. Р. Развитие умственных умений учащихся при обучении химии с использованием креативных карт : дис. … канд. пед. наук. Тобольск, 2015. 135 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования : утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»: текст с изм. и доп. от 29 июня 2017 г. [Электронный ресурс] // Российское образование : федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/documents/view/60641/ (дата обращения: 01.07.2021).
28. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 04.03.01 Химия: утвержден приказом Минобрнауки России от 17 июля 2017 г. № 671 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 04.03.01 Химия»: текст с изм. и доп. от 08 февраля 2021 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_222113/ (дата обращения: 01.07.2021).
29. Хакимова Л. Г., Горлицына О. А. Визуализация учебного материала // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 4 (41). С. 76—84.
30. Челнокова Т. А. Техники визуализации и их актуальность в организации работы с учебной информацией современных школьников // Педагогика и психология образования. 2019. № 3. С. 30—42.
31. Шлякова Е. В. Интеллект-карты как средство структурирования и визуализации учебного материала в процессе обучения химии в военном вузе // Научное отражение. 2020. № 4 (22). С. 37—39.
32. Ausubel D. P. The use of advance organizers in the learning and retention of meaningful verbal material // Journal of Educational Psychology. 1960. Vol. 51, N 5. Р. 267—272. DOI: 10.1037/h0046669.
33. Balim A. G., Evrekli E., Aydin G. The use of mind mapping technique in chemistry teaching // The 5th International Conference of the Chemical Societies of the South-East European Countries (10—14 Eylül 2006). Ohrid, Macedonia, 2006. Р. 1—7.
34. Budd W. J. Mind Maps as Classroom Exercises // Journal of Economic Education. 2004. Vol. 35, N 1. Р. 35—46. DOI: 10.3200/JECE.35.1.35-46.
35. Kiliç M., Çakmak M. Concept maps as a tool for meaningful learning and teaching in chemistry education // International Journal on New Trends in Education and Their Implications. 2013. Vol. 4, N 4. P. 152—164.
36. Novak J. D. Learning, creating, and using knowledge: concept maps as facilitative tools in schools and corporations. New York : Routledge, 2010. 341 p.
37. Smith R. L. The Knowledge Mapping Application: Ford’s Robust Engineering Process // Journal of Innovative Management. 1999. Spring. Р. 23—31. URL: https://goalqpc.com/cms/docs/journals/Spring1999.pdf.
Библиографическая ссылка на данную статью:
Чаплыгина А. В. Применение технологии составления интеллект-карт в обучении химии [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 3 (39). С. 237—252. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/18_39_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.39.18.