Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 4(40). С. 267—279

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.147

Феттер Инна Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент
Омский государственный педагогический университет

 

КОНКУРС КАК ГУМАНИТАРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ВУЗЕ

Аннотация

В статье предпринята попытка обоснования применения конкурсной технологии как гуманитарной образовательной технологии подготовки будущего педагога-музыканта к профессиональной деятельности. Дается краткий обзор современной педагогической литературы, посвященной различным подходам к определению сущности понятия «гуманитарная технология». Конкурс рассматривается как гуманитарная технология профессионального воспитания будущего педагога в условиях обновления нормативной базы системы образования и современного социального заказа. Акцентируется специфика профессионального воспитания в педагогическом вузе, которая заключается в ориентации воспитательной работы на формирование компетенции студентов в реализации воспитательного процесса в будущей педагогической деятельности. Представлены направления конкурсов, методы, формы и средства (ресурсы) конкурсной технологии в вузе. В качестве целевых ориентиров сформулированы возможности конкурсной технологии в формировании профессиональных компетенций студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Музыкальное образование. Дается характеристика этапов организации конкурсной деятельности с позиции организаторов и педагогического сопровождения студентов педагогами-консультантами. На основе эмпирических материалов раскрывается организация и педагогическое сопровождение конкурсной деятельности студентов факультета искусств федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет».

Ключевые слова

Гуманитарные технологии, педагогическое образование, педагогический университет, подготовка будущего учителя музыки, профессиональное воспитание, конкурс, конкурсная технология, педагогическое сопровождение конкурсной деятельности.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2021.40.18

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Бордовская Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования : учеб. пособие. СПб. : Книжный дом, 2007. 480 с.
2. Борытко Н. М. Технологические основания профессионального воспитания студента вуза // Ярославский педагогический вестник. Сер. Психолого-педагогические науки. 2015. № 2. С. 103—107.
3. Заир-Бек С. И. Методологические основы подготовки педагогов к освоению гуманитарных образовательных технологий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 9, № 42. С. 53—59.
4. Захарова М. А., Карпачева И. А. Профессиональное воспитание педагога-творца // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (267). С. 54—57.
5. Клачков П. В. Понятие гуманитарных технологий в системе социально-философских категорий [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6452 (дата обращения: 01.07.2021).
6. Колышева Т. А., Благинина Т. И. Профессионально-личностная рефлексия педагога-музыканта: операциональный компонент // Музыкальное искусство и образование = Musical Art and Education. 2020. Т. 8, № 3. С. 82—102. DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-3-82-102.
7. Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в подготовке магистра образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед., обучающихся по направлению 050700 Педагогика / Ю. Б. Дроботенко [и др.] ; под общ. ред. Н. В. Чекалевой. СПб. : Книжный дом, 2010. 160 с.
8. Митин А. Е., Филиппова С. О. Гуманитарные технологии: обоснование основных положений применения в образовании // Проблемы педагогики и психологии. 2013. № 3. С. 255—262.
9. Николаева Е. В. «Музыкальное искусство и образование»: к пятилетнему юбилею вхождения в международное научно-информационное пространство // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2018. № 1 (21). С. 13—24.
10. Петрухина О. А., Феттер И. В. Педагогическое сопровождение конкурсной деятельности студентов педагогического вуза // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время — новые решения» : сб. науч. статей по материалам междунар. науч.-практ. конф. — X Осовских пед. чтений. Сер. Педагогическое образование. Саранск : Мордовский гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева, 2016. С. 197—202.
11. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018, № 50362). URL: http://omgpu.ru/sites/default/files/files/basic/programmy-bakalavriata-fgos-3/44.03.01_pedagogicheskoe_obrazovanie.pdf (дата обращения: 01.07.2021).
12. Роботова А. С. Гуманитарность и гуманитарные технологии // Вестник Герценовского университета. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. № 5 (55). С. 15—20.
13. Северина Е. М. Гуманитарные технологии в цифровую эпоху // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2018. № 12 (90), ч. 2. C. 381—385. URL: http://www.gramota.net/materials/2/2018/12-2/39.html (дата обращения: 01.07.2021).
14. Силантьева М. В. Современные «гуманитарные технологии» в контексте российской действительности // Славянский мир в третьем тысячелетии. Россия и славянские народы во времени и пространстве. М. : Ин-т славяноведения РАН, 2009. С. 407—418.
15. Слинкова О. К. Гуманитарные технологии как новая парадигма в профессиональном образовании // Современные тенденции развития системы образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 16 июня 2020 г.). Чебоксары : ИД «Среда», 2020. С. 91—94.
16. Соломин В. П. Гуманитарные технологии как инновация в образовании // Вестник ТГПУ. 2011. Вып. 4 (106). С. 124—127.
17. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 01.07.2021).
18. Феттер И. В. Конкурс как ресурс непрерывного профессионального образования педагога [Электронный ресурс] // Становление учителя будущего в пространстве дополнительного профессионального образования : электрон. сб. материалов участников всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием). Волгоград, 2020. С. 54—58.
19. Феттер И. В. Конкурс педагогической направленности как фактор профессионального развития студентов факультета искусств // Профессиональное художественно-педагогическое образование: история, теория, методика, практика : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию факультета искусств Омского гос. пед. ун-та. Омск : ОмГПУ, 2020. С. 82—84.
20. Феттер И. В., Петрухина О. А. Конкурс как форма организации внеучебной деятельности в педагогическом вузе // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология : сб. статей. Ялта : РИО ГПА, 2016. Вып. 50, ч. 3. С. 191—197.
21. Феттер И. В., Феттер П. З. Воспитательная работа на факультете искусств педагогического университета [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30307 (дата обращения: 01.07.2021).
22. Фролова Н. А. Роль аутодидактических процессов в художественно-творческом саморазвитии студентов-музыкантов // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7, № 3. С. 62—78. DOI: 10.31862/2309-1428-2019-7-3-62-78.
23. Шаршов И. А., Макарова Л. Н., Борзых И. Н. Содержание профессионального воспитания студентов в современном вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус / Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина. 2016. Т. 15, № 4. С. 31—36.
24. Юсупов В. З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Проблемы педагогики и психологии. 2019. № 2. С. 216—231.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Феттер И. В. Конкурс как гуманитарная образовательная технология подготовки педагога-музыканта в вузе [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 4 (40). С. 267—279. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/18_40_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.40.18.