Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 4(40). С. 280—290
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 373.2
Ханова Татьяна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина Чекушкина Валентина Константиновна, воспитатель
Детский сад № 6
ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация
В статье рассматривается проблема организации образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ранней профориентации, обоснована ее актуальность и значимость. Авторами отмечается, что ранняя профориентация и ознакомление детей с профессиями взрослых рассматриваются в современной педагогике как одно из ключевых условий позитивной социализации в дошкольном возрасте. Сделан акцент не только на необходимости формирования у детей представлений о разнообразии и специфике профессий взрослых, но и на развитии познавательного интереса и позитивного отношения к профессиональной деятельности. Охарактеризованы основные формы профориентационной работы с детьми. Представлены результаты экспериментального исследования по изучению уровня сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях. Доказано, что на результативность профориентационной работы со старшими дошкольниками оказывает значительное влияние совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, реализация целенаправленной работы по приобщению детей к профессиональному труду взрослых и сотрудничество с семьей.
Ключевые слова
Дошкольный возраст, ранняя профориентация, ознакомление с профессиями взрослых, позитивная социализация, уважение к труду, первоначальное профессиональное самоопределение.
1. Алябьева Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М. : ТЦ «Сфера», 2016. 176 с.
2. Антонова М. В., Гришняева И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 2. С. 93—96. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36591 (дата обращения: 07.07.2021).
3. Белова Е. Е., Ханова Т. Г. Необходимость ранней профориентации в дошкольном возрасте // Педагогический вестник. 2020. Вып. 16. С. 4—6.
4. Бурина Е. А., Кудинова А. Е. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 1. С. 6. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1062. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-1-6.
5. Евдокимова В. М. Проблема развития профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста // Наука и образование: Новое время. 2017. № 3. С. 744—747.
6. Жиляева Н. В., Ханова Т. Г., Дорогина А. С. Основные тенденции развития современного дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1. С. 139—142.
7. Захаров Н. Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. M. : Просвещение, 1989. 192 с.
8. Иванова Н. В., Виноградова М. А. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). С. 38—46. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10414.
9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2010. 304 с.
10. Кондрашов В. П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников : дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2001. 182 с.
11. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Балашов : Николаев, 2012. 125 с.
12. Кот Т. А. Ранняя профориентация воспитанников дошкольных образовательных организаций // Гуманитарные науки. 2019. № 3. С. 34—37.
13. Кузнецова Г. Н. Ранняя профориентация в дошкольном образовании: сущностные характеристики [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. С. 42. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28683. DOI: 10.17513/spno.28683.
14. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3—7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2013. 128 с.
15. Логинова В. И., Мишарина Л. А. Формирование представлений о труде взрослых // Дошкольное воспитание. 1978. № 10. С. 93—99.
16. Николаева Е. А. Ранняя профориентация дошкольников — одно из приоритетных направлений образовательной политики детского сада будущего // Детский сад от А до Я. 2019. № 6 (102). С. 36—43.
17. Строков А. А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 2. С. 15. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1081. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-15.
18. Ханова Т. Г., Прокофьева Н. М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 25—30.
19. Ханова Т. Г., Никитина Я. В. Развитие субъектной позиции детей в игровой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 329—332.
20. Ханова Т. Г., Ермолаева Е. В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром профессий через использование компьютерных игр // Воспитание как стратегический национальный приоритет. Международный научно-образовательный форум. Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2021. С. 114—119.
Библиографическая ссылка на данную статью:
Ханова Т. Г., Чекушкина В. К. Особенности ранней профориентации в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 4 (40). С. 280—290. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/19_40_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.40.19.