Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 2 (42). С. 123—139

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК [94(470.56)+930.2]:37:087.5

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2022.42.10

Детское провинциальное чтение в системе семейного воспитания (по материалам детских журналов начала XX века в Оренбурге)

Бурлуцкая (Банникова) Елена Вадимовна, доктор исторических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия, ida777@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0001-2207

 

Аннотация

Детская литература, детские журналы довольно редко подвергаются анализу в рамках исторических исследований в качестве исторических источников. Однако при обращении к истории детства или истории детской повседневности именно эта группа источников позволяет восполнить пробелы, неизбежно возникающие в ситуации почти полного отсутствия детских нарративов. В статье автор подвергает подробному изучению детские журналы, рекомендованные для детей младшего (до 8 лет) и среднего (8—12 лет) возраста, широко представленные в Оренбурге начала XX века. Эти журналы были предназначены прежде всего для семейного чтения, а значит, позволяют прикоснуться к сфере детской семейной повседневности. Научный анализ проводится с использованием сравнительного метода как в рамках выпусков одного журнала за разные годы, так и через сравнение содержания различных журналов. Оценивается способ подачи материала, его содержание, специфика языка произведений для детей. Результаты этого анализа позволяют выявить ключевые воспитательные задачи и ведущие воспитательные методики, которые общество в начале XX века предлагало миру взрослых в отношении мира детей. Автор также исследует отражение на страницах детской прессы наиболее важных исторических событий, а значит, и допускаемую степень погружения детей разного возраста во «взрослые» проблемы.

Ключевые слова

История повседневности, история детства, семейная повседневность, воспитание, детское чтение, детские журналы.

Благодарности: Работа выполнена в рамках гранта РНФ на реализацию научного проекта № 22-28-00763 «Дети и детство. Повседневная жизнь ребенка в условиях провинциального городского социума (на материалах Оренбурга пореформенной эпохи)».

Библиографическая ссылка на данную статью:

Бурлуцкая (Банникова) Е. В. Детское провинциальное чтение в системе семейного воспитания (по материалам детских журналов начала XX века в Оренбурге) [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 2 (42). С. 123—139. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/10_42_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.42.10.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список источников

1. Белинский В. Г. О детской литературе и детском чтении. М. : Юрайт, 2020. 199 с.
2. Белоусов Н. Весной // Светлячок. 1902. № 12. С. 216.
3. В. Л. Гусеница (басня) // Светлячок. 1902. № 11. С. 189.
4. Веременко В. А. Детские сады и вопрос о социализации детей дошкольного возраста в дворянско-интеллигентских семьях России второй половины XIX — начала ХХ в. // История повседневности. 2017. № 3 (5). С. 99—112.
5. Весточка от «Светлячка». Светлячкам-читателям // Светлячок. 1904. № 23. С. 435—436.
6. Вульфсон Э. Японские школы // Путеводный огонек. 1905. № 1. С. 39—40; № 3. С. 106—108.
7. Гордеева Е. Ю. Детская литература в России на рубеже XIX—XX вв. (по материалам «Известий книжных магазинов Товарищества М. О. Вольф») // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 4-2. С. 207—213.
8. Дева луны (японская сказка) // Путеводный огонек. 1905. № 10. С. 287—288.
9. Доров А. В сочельник // Светлячок. 1902. № 24. С. 413.
10. Елка // Светлячок. 1911. № 24. С. 654.
11. Жиромская В. Б., Араловец Н. А. Российские дети в конце XIX — начале XXI в.: историко-демографические очерки. М. : Ин-т российской истории РАН ; Центр гуманитарных инициатив, 2018. 223 с.
12. Из текущей жизни // Путеводный огонек. 1911. № 3. С. 111.
13. Из текущей жизни. Погребение П. А. Столыпина // Путеводный огонек. 1911. № 18. С. 577.
14. Из текущей жизни. Покушение на жизнь П. А. Столыпина // Путеводный огонек. 1911. № 17. С. 548—549.
15. Из текущей жизни. Трамвай в Сергиев Посад // Путеводный огонек. 1911. № 2. С. 72.
16. Кончина Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича // Путеводный огонек. 1905. № 3. С. 117.
17. Корнилова В. В. Детские иллюстрированные журналы начала ХХ века [Электронный ресурс] // АртМосковия. 2020. 9 марта. URL: https://artmoskovia.ru/v-v-kornilova-detskie-illjustrirovannye-zhurnaly-nachala-hh-veka.html (дата обращения: 14.02.2022).
18. Корнилова В. В. Детские иллюстрированные журналы Санкт-Петербурга XIX в. // Вестник СПбГУКИ. 2011. № 4. С. 82—96.
19. М. Паук-крестовик // Светлячок. 1902. № 18. С. 315—316.
20. Мардашова Р. С., Рахматуллина Л. В. Детская литература как средство воспитания и обучения дошкольников и младших школьников: историко-педагогические аспекты // Казанский педагогический журнал. 2020. № 6 (143). С. 155—160.
21. Молитва за всех (из стих. А. Майкова) // Светлячок. 1904. № 21. С. 372.
22. Национальная электронная библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_006728234/ (дата обращения 14.02.2022).
23. Национальная электронная детская библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://arch.rgdb.ru/xmlui/ (дата обращения: 14.02.2022).
24. Нович Н. Роза (со славянского) // Светлячок. 1902. № 11. С. 194.
25. Новые книги // Дело. 1869. № 10. С. 39—76.
26. О. Р. В Святую ночь // Светлячок. 1902. № 8. С. 138.
27. Открытия и изобретения // Путеводный огонек. 1911. № 1. С. 43.
28. Открытия и изобретения // Путеводный огонек. 1911. № 2. С. 76.
29. П. Л-ий. Дети и елка // 1902. № 1. С. 2.
30. Почтовый ящик // Путеводный огонек. 1911. № 20. С. 648.
31. Провинциальное чтение: что читает Оренбург [Электронный ресурс]. URL: https://berdskasloboda.ru/provincialnoe-chtenie-chto-chitaet-orenburg/ (дата обращения: 14.02.2022).
32. Путеводный огонек. 1904. № 1. Содержание.
33. Путеводный огонек. 1904. № 10. С. 258.
34. Путник. Японские дети // Путеводный огонек. 1904. № 4. С. 125—126; № 5. С. 152—153; № 6. С. 169—170.
35. Родигина Н. Н. Детям о революции: динамика образов и понятий «революционного» в журнале «Задушевное слово» начала ХХ в. // Гуманитарные науки в Сибири. 2017. Т. 24, № 3. С. 72—77.
36. Родигина Н. Н. Журнал «Задушевное слово» как актор образовательного пространства Российской империи второй половины XIX — начала ХХ в. // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 73—84. DOI: 10.15293/1813-4718.1902.08.
37. Родигина Н. Н. Репрезентация детской повседневности в иллюстрированном журнале для детей «Задушевное слово» // Rosyjskie dzieciństwo = Русское детство : сб. статей / pod red. K. Dudy i A. Dudka. Kraków : Księgarnia akademicka, 2015. С. 103—114.
38. Родигина Н. Н., Митрофанова К. Н. «И вдруг она приблизилась к нам…»: образ Сибири в детских журналах конца XIX — начала ХХ в. // Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 6 (38). С. 5—10.
39. Светлячок. 1902. № 1. Содержание.
40. Светлячок. 1905. № 11. Задний форзац.
41. Светлячок. 1905. № 13. Титульный лист. Оборотная сторона.
42. Светлячок. 1905. № 15. Задний форзац. Оборотная сторона.
43. Светлячок. 1911. № 24. Содержание.
44. Светлячок. 1911: Юбилейная книжка: 1902—1911 гг. М. : Печатник, 1911. 72 с.
45. «Светлячок». Светлячок : басня // Светлячок. 1902. № 1. С. 14—15.
46. Северцев-Полилов Г. Вова говорит по телефону // Светлячок. 1911. № 24. С. 655—659.
47. Синова И. В. «Все мы родом из детства далекого вышли…» (Детская повседневность в женских мемуарах второй половины XIX — начала XX в.) // История повседневности. 2021. № 2 (18). С. 46—57.
48. Синова И. В. Дети трудящегося населения в городском социуме во второй половине XIX — начале XX в. // Уральский исторический вестник. 2016. № 3 (52). С. 62—69.
49. Скворцов Н. По Японии // Путеводный огонек. 1904. № 8. С. 227—228; № 9. С. 247—248; № 11. С. 291—292; № 15. С. 391—392; № 21. С. 565—566; № 23. С. 630—632.
50. Слухи о мире. Морской бой // Путеводный огонек. 1905. № 11. С. 328.
51. Тарнавский Ал. «Из-за оренбургских детей» (письмо к редактору). Письмо третье // Оренбургский листок. 1892. № 42. С. 1—3.
52. Ураган и смерч // Путеводный огонек. 1904. № 13. С. 338—343.
53. Федоров-Давыдов А. А. Наши задачи, нетщетные мечтания и цель работы. Открытое письмо, обращенное ко всем сочувствующим делу издания журналов «Светлячок», «Путеводный огонек», «Дело и потеха» // Путеводный огонек. 1904. № 21. С. V—VII.
54. Цапенко А. М. Детское чтение в дореволюционной России. Опыт современного исследования // Проблемы современного образования. 2012. № 4. С. 148—153.
55. Шустиков Н. О книгах для детского чтения // Оренбургский листок. 1895. № 46. С. 2—3.
56. Японская кухня // Путеводный огонек. 1904. № 20. С. 540—541.
57. Японские пословицы // Путеводный огонек. 1904. № 11. С. 302.
58. Rosyjskie dzieciństwo = Русское детство / pod red. Katarzyny Duda i Andrzeja Dudka. Kraków : Księgarnia akademicka, 2015. 541 с.