Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 1(41). С. 196—209

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.161.1

Богданова Елена Святославовна, кандидат педагогических наук, доцент
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина

 

ПРОБЛЕМА «ВРЕМЯ — КЛАССИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ» В АСПЕКТЕ ЗАДАЧ МЕТОДИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье изложены результаты исследования, посвященного вопросу обучения старших школьников пониманию русского классического художественного текста с учетом его временны́х характеристик. Опираясь на идею М. М. Бахтина о жизни текста в дальних временных контекстах, включающей утрату одних смыслов и рождение новых, автор обосновывает необходимость учета этой закономерности в методике обучения текстовой деятельности. В работе описаны социокультурные изменения, повлиявшие на процесс взаимодействия человека с текстом в современном мире, а также с опорой на эмпирические исследования охарактеризованы трудности, которые испытывают учащиеся старших классов при восприятии и анализе текста, созданного в прошлые эпохи. Доказывается, что русский классический текст, вопреки сложности его языковой материи, не исчерпал своего образовательно-воспитательного потенциала. В центре внимания автора формы, методы и приемы, позволяющие учителю русского языка мотивировать школьников к работе над таким текстом и облегчить процесс его интерпретации: живое слово учителя, интеграция знаний лингвистики, истории, географии, визуализация, социокультурный комментарий, педагогическая интеракция. Статья содержит практические рекомендации для учителя и их научно-методическое обоснование.

Ключевые слова

Классический художественный текст, текстовая деятельность, хронотоп, время в тексте, автор — текст — читатель, методы и приемы обучения интерпретации текста, трудности понимания текста.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2022.41.17

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Антипова Н. Б. Дидактические функции визуальной опоры в процессе обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 2 (30). С. 228—236. URL: http://www.vestospu.ru/archive/2019/articles/14_30_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.30.14.
2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М. : Худож. лит., 1975. 502 с.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 1979. 424 с.
4. Белова Н. А. Филологический анализ художественного текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в школе : учеб.-метод. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Саранск : Мордовский гос. ун-т, 2008. 205 с.
5. Богданова Е. С. Восприятие классического литературного текста старшими школьниками в условиях современной языковой ситуации // Русский язык в иноязычном окружении: современное состояние, перспективы развития, культурно-речевые проблемы : материалы Российской науч. конф. с междунар. участием / редколл.: Т. С. Есенова [и др.]. Элиста : Джангар, 2016. С. 425—436.
6. Богданова Е. С. Проблемы интерпретационной деятельности старших школьников // Вопросы психолингвистики. 2015. № 23. С. 148—158.
7. Богданова Е. С. Работа над интерпретацией пространственно-временных параметров текста в ходе обучения интерпретационной деятельности в старшей школе // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе : материалы VI Междунар. науч.-метод. конф., 26—27 октября 2017 г. СПб. : Нац. минерально-сырьевой ун-т «Горный», 2017. С. 191—195.
8. Богданова Е. С. Система обучения текстовой деятельности на уроках русского языка в старших классах средней школы: интегративный подход : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2021. 48 с.
9. Богданова Е. С. Социокультурный комментарий в системе обучения школьников пониманию художественного текста // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 4 (81). С. 93—99.
10. Богин Г. И. Обретение способности понимать: Введение в герменевтику. М. : Психология и Бизнес ОнЛайн, 2001. 516 с.
11. Воителева Т. М. Анализ и интерпретация текста как путь к его пониманию (методический аспект) // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Филологические науки. 2013. № 3. С. 94—98.
12. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. М. : Мой учебник, 2007. 256 с.
13. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка. М. : МПГУ, 2019. 212 с.
14. Десяева Н. Д. Интерпретация текста в процессе личностного развития школьника при изучении русского языка // Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка / под науч. ред. Е. А. Рябухиной, В. Д. Янченко. М. ; Пермь : ОТ и ДО, 2014. С. 94—107.
15. Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблема понимания. М. : Педагогика, 1982. 176 с.
16. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе : учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 1998. 176 с.
17. Левушкина О. Н. Лингвокультурологические характеристики текста в школьном обучении русскому языку: теория и практика : дис. … д-ра пед. наук. М., 2014. 543 с.
18. Мишатина Н. Л. Концептуальные основы построения лингвоконцептоцентрической речевой среды // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2012. Вып. 14. С. 37—43.
19. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М. : Книга, 1972. 152 с.
20. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под общ. ред. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. М. : Оникс : Мир и Образование, 2007.
21. Пак Л. Г. Социализация цифрового поколения студенческой молодежи в архитектонике высшего образования: теоретико-прикладной аспект [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 1 (37). С. 190—204. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/16_37_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.37.16.
22. Пахнова Т. М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // Русский язык в школе. 2000. № 4. С. 3—11.
23. Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом : учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М. : ФОРУМ, 2016. 368 с.
24. Русский писатель глазами читателей [Электронный ресурс] // ВЦИОМ : сайт. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/russkii-pisatel-glazami-chitatelei (дата обращения: 27.11.2021).
25. Рябухина Е. А. Методическая интерпретация текста: содержание и функции в системе лингвометодической подготовки студентов-филологов // Учитель для будущего: язык, культура, личность. К 200-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева / отв. ред. В. Д. Янченко ; сост. и науч. ред. А. Д. Дейкина, А. Ю. Устинов, В. Д. Янченко. М. : МПГУ, 2018. С. 70—76.
26. Скрипова О. А. Жанр молитвы в книге стихов М. Цветаевой «Лебединый стан» // Движение времени и законы жанра : XVIII Всерос. науч.-практ. конф. словесников «Лейдермановские чтения», Екатеринбург, 4 апреля 2014 г. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2014. С. 89—96.
27. Сметанникова Н. Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России : сб. науч.-практ. работ / сост. В. Я. Аскарова. М. : МЦ БС, 2007. С. 65—74.
28. Сосновская И. В. Концептологический подход к изучению литературы в средних классах: к постановке проблемы // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Филологическое образование. 2011. № 2 (7). С. 66—73.
29. Ходякова Л. А. Методика речевого развития творческой личности школьника в контексте культуры: теория и практика. М. : МПГУ, 2018. 188 с.
30. Цветаева М. И. Из записных книжек и тетрадей [Электронный ресурс] // Библиотека Литмир : сайт. URL: https://www.litmir.me/br/?b=98598&p=3 (дата обращения: 27.11.2021).
31. Чертов В. Ф. Литература как метафора мира. О новой программе общеобразовательной школы // Литература в школе. 2007. № 4. С. 21—24.
32. Ядровская Е. Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования: 5—11 классы : автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2012. 42 с.
33. Якимович И. В. Логопедическая коррекция состояния лексического компонента языковой способности у старшеклассников [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/12/27/logopedicheskaya-korrektsiya-sostoyaniya (дата обращения: 27.11.2021).
34. Яковлева А. М. Клиповое чтение: текст как изображение-симулякр // Наука телевидения. Научный альманах. М. : ГИТР, 2015. Вып. 11. С. 197—228.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Богданова Е. С. Проблема «время — классический художественный текст» в аспекте задач методической науки и практики обучения интерпретации текста на уроках русского языка [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 1 (41). С. 196—209. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/17_41_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.41.17.