Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 3(43). С. 204—217

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 371.113

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2022.43.17

Менторство как технология подготовки руководителей школ к инновационной деятельности

Коверова Мария Ивановна, руководитель аппарата президента
Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации, Москва, Россия, koverovami@apkpro.ru, https://orcid.org/0000-0002-6616-8557

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические основы менторского сопровождения профессионального роста руководителя, выявлены различные формы и методы этого процесса, его содержательные особенности и характеристики, возможности и условия эффективности. Дан критический анализ отечественных и зарубежных моделей и практик в области подготовки руководителей образовательных организаций к инновационной деятельности. Описан опыт и экспертные оценки результатов применения различных инновационных методик менторского сопровождения. Приводятся результаты собственных исследований автора по проблемам менторского сопровождения при подготовке руководителей московских школ к управлению инновациями в области цифровой трансформации образования.

Ключевые слова

Менторство, наставничество, система образования, обучение, профессиональный рост, инновационная деятельность, цифровизация образования.

Библиографическая ссылка на данную статью:

Коверова М. И. Менторство как технология подготовки руководителей школ к инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 3 (43). С. 204—217. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/17_43_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.43.17.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список источников

1. В Кремле под председательством Владимира Путина состоялось совместное заседание Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России, 23 декабря 2013 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19882 (дата обращения: 08.04.2022).
2. В Кремле состоялась церемония вручения государственных наград Российской Федерации, 22 сентября 2016 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52941 (дата обращения: 08.04.2022).
3. Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию, 1 марта 2018 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 08.04.2022).
4. Галагузова М. А., Головнев А. В. Наставничество: из прошлого в настоящее // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. № 6 (79). С. 16—22.
5. Долгушева А. Н., Кадневский В. М., Сергиенко Е. И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Вестник Омского университета. 2013. № 4. С. 264—268.
6. Игнатьева Е. Ю. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде // Образовательные технологии. 2020. № 2. С. 57—65. URL: https://www.iedtech.ru/files/journal/2020/2/2_2020_57-65.pdf.
7. Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник — премудрости тандема [Электронный ресурс]. URL: http://www.artmanage.ru/articles/molodoj-specialist-i-nastavnik.html (дата обращения: 11.04.2022).
8. Лучкина Т. В. Повышение профессиональной компетентности начинающего учителя посредством наставничества: зарубежный опыт // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 2 (6). С. 67—75.
9. Масалимова А. Р. Традиционные и инновационные формы и методы формирования компетенций, используемые в зарубежной и отечественной практике корпоративного обучения на предприятии // Формирование моделей компетенций в дополнительном профессиональном образовании: вопросы теории и инновационная практика : коллективная монография. Казань : Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2015. С. 83—106.
10. Новикова О. И., Ременников В. Б. Управление образовательной организацией в условиях цифровизации и глобализации экономики // Молодой ученый. 2019. № 22 (260). С. 564—565.
11. Новикова Т. Г. Техники, технологии и практики менторского сопровождения в системе столичного образования // Ученые записки ИУО РАО. 2020. № 1 (73). С. 20—25.
12. Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2 (16). С. 87—91. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2-87-91.
13. Расташанская Т. В. Организация повышения квалификации директоров школ с позиций реализации проектов модернизации образования // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 188—190.
14. Рытов А. И. Новые подходы и практики подготовки управленческих кадров в системе столичного образования // Ученые записки ИУО РАО. 2020. № 1 (73). С. 10—14.
15. Щастный А. Т., Коневалова Н. Ю., Городецкая И. В., Пашков А. А., Кунцевич З. С., Голубцов В. В. Система наставничества в УО «ВГМУ» // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2019. Т. 18, № 2. С. 110—115. DOI: 10.22263/2312-4156.2019.2.110.
16. Щевьева А. А. Наставничество как элемент системы повышения эффективности использования кадровых ресурсов предприятия // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 3 (18). С. 213—223.
17. Aguilar E. The Art of Coaching: Effective Strategies for School Transformation (First). San Francisco : Jossey-Bass, 2013.
18. Borman J., Feger S., Kawakami N. Instructional Coaching: Key Themes from the Literature. The Education Alliance Brown University, 2006.
19. Coburn C. E., Woulfin S. L. Reading Coaches and the Relationship Between Policy and Practice // Reading Research Quarterly. 2012. Vol. 47, N 1. P. 5—30. DOI: 10.1002/RRQ.008.
20. Deussen T., Coskie T., Robinson L., Autio E. «Coach» Can Mean Many Things: Five Categories of Literacy Coaches in Reading First // REL Northwest. 2007. N 005. URL: https://ies.ed.gov/ncee/edlabs/regions/northwest/pdf/REL_2007005_sum.pdf (дата обращения: 11.04.2022).
21. Heineke S. F. Coaching Discourse: Supporting Teachers’ Professional Learning // The Elementary School Journal. 2013. Vol. 113, N 3. P. 409—433. DOI: 10.1086/521238.
22. Ippolito J. Three Ways That Literacy Coaches Balance Responsive and Directive Relationships with Teachers // The University of Chicago Press Journals. 2010. Vol. 111, N 1. P. 164—190. DOI: 10.1086/653474.
23. King D., Neuman M., Pelchat J., Potochnik T., Rao S., Thompson J. Instructional Coaching: Professional Development Strategies that Improve Instruction / Annenberg Institute for School Reform. 17 p. URL: https://www.annenberginstitute.org/sites/default/files/InstructionalCoaching.pdf (дата обращения: 11.04.2022).
24. Merseth K., Grandón M. R. [et al.] Addressing Challenges: Case Studies for Principals / K. Merseth, ed. Ministry of Education, Chilie, 2015. 154 p.