Стратегия формирования читательской грамотности школьников на основе работы с литературными и информационными текстами
Брякова Ирина Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия, ibryakova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6922-0197
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, доказывающие эффективность формирования читательской грамотности школьников посредством литературных и информационных текстов (изучение биографии писателя в средних классах). На примере анализа поэтического текста показано, что основа читательской грамотности — умение работать со словом: от текста — к незнакомому слову, определению его контекстуального значения, сравнение со значением слова в словаре и возвращение к тексту для более точного понимания слова в авторской трактовке, сравнение с собственным его пониманием. Представлены модели работы с использованием сплошных и несплошных текстов, множественных текстов, отражающие основные группы читательских умений. Освоение приемов работы с литературными и информационными текстами, в том числе развивающих критическое мышление школьников, является необходимым условием формирования их читательской грамотности.
Благодарности: Исследование выполнено по проекту «Методика развития читательской грамотности у обучающихся на уроках гуманитарного профиля (литература, история, русский язык, обществознание и др.)», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительные соглашения № 073-03-2021-044/1 от 30.06.2021 и № 073-03-2021-044/2 от 21 июля 2021 г. к соглашению № 073-03-2021-044 от 18 января 2021 г.).
Библиографическая ссылка на данную статью:
Брякова И. Е. Стратегия формирования читательской грамотности школьников на основе работы с литературными и информационными текстами [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 1 (41). С. 210—225. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/18_41_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.41.18.
1. Ахматова А. А. Стихотворения и поэмы. М. : Правда, 1990. 447 с.
2. Ачкасова Г. Л. Диалог искусств в системе школьного литературного образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2000. 35 с.
3. Ачкасова Г. Л. К живому и плодотворному диалогу. О некоторых приемах и формах изучения поэзии А. А. Фета // Литература. 2000. № 2. C. 13—18. (Приложение к газете «Первое сентября»).
4. Браже Т. Г. Изучение биографии писателя как важный компонент литературного образования учащихся // Методика обучения литературе в школе : учеб. для вузов : в 2 кн. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. Кн. 2. C. 6— 26.
5. Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т. Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 34—57.
6. Жабицкая Л. Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев : Штиинца, 1974. 134 с.
7. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей образовательных учреждений. 2-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. 223 с.
8. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. М. : Просвещение, 2011. 189 с.
9. Крылова О. В. Формирование читательской грамотности учащихся // Школьные технологии. 2016. № 3. С. 70—77.
10. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : в 2 ч. Ч. 2. М. : Просвещение, 2020. 303 с.
11. Лотман Ю. М. Биография — живое лицо // Новый мир. 1985. № 2. С. 228—236.
12. Медведева-Нату О. Стихи о верности // Вечерний Оренбург. 2018. 18 июля.
13. Маранцман В. Г. Труд читателя. От восприятия литературного произведения к анализу : кн. для уч-ся ст. кл. сред. шк. М. : Просвещение, 1986. 124 с.
14. Маранцман В. Г. Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования. 5—9 классы. М. : Просвещение, 2005. 222 с.
15. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М. : Педагогика, 1976. 224 с.
16. Набоков В. В. Стихи. Анн Арбор (Mich.) : Ардис, 1979. 320 с.
17. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М. : Книга, 1972. 152 с.
18. Новый взгляд на грамотность: по результатам междунар. исслед. PISA-2000 / Г. С. Ковалева [и др.]. М. : Логос, 2004. 292 с. (Актуальные вопросы развития образования).
19. Оценка читательской грамотности: исследования PISA-2018. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html (дата обращения: 30.08.2021).
20. Романичева Е. С., Пранцова Г. В. Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. М. : Форум, 2017. 368 с.
21. Рыжий Б. Б. В кварталах дальних и печальных: Избранная лирика. Роттердамский дневник. 6-е изд. М. : Искусство-XXI век, 2021. 576 с.
22. Cметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС : пособие для учителя. М. : Баласс, 2011. 128 с.
23. Тихомирова В. Я. Чилижник : стихи. Оренбург : [Б. и.], 2019. 84 с.
24. Тихомирова В. Я. Гармонь татарскую мелодию играет // Яна Вакыт. 2021. 24 марта.
25. Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы : сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста», Санкт-Петербург, 21 окт. 2016 г. / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. СПб. : Лема, 2016. 118 с.
26. Фет А. А. Полное собрание стихотворений. Л. : Сов. писатель. [Ленингр. отд-ние], 1959. 897 с. (Б-ка поэта. Большая сер. 2-е изд.).
27. Цветаева М. Сочинения : в 2 т. Т. 1 / сост., подг. текста и коммент. А. Саакянц. Минск : Нар. асвета, 1988. 541 с.
28. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности: материалы к обсуждению: презентация и обсуждение Международной программы PISA-2009 / Российская Академия образования, Ин-т содержания и методов обучения, отд. оценки качества общего образования. М., 2010. 67 с.
29. Цукерман Г. А. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10—15-летних школьников // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 123—150.
30. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 284—300.