Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 1(41). С. 210—225

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.882

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2022.41.18

Стратегия формирования читательской грамотности школьников на основе работы с литературными и информационными текстами

Брякова Ирина Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия, ibryakova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6922-0197

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, доказывающие эффективность формирования читательской грамотности школьников посредством литературных и информационных текстов (изучение биографии писателя в средних классах). На примере анализа поэтического текста показано, что основа читательской грамотности — умение работать со словом: от текста — к незнакомому слову, определению его контекстуального значения, сравнение со значением слова в словаре и возвращение к тексту для более точного понимания слова в авторской трактовке, сравнение с собственным его пониманием. Представлены модели работы с использованием сплошных и несплошных текстов, множественных текстов, отражающие основные группы читательских умений. Освоение приемов работы с литературными и информационными текстами, в том числе развивающих критическое мышление школьников, является необходимым условием формирования их читательской грамотности.

Ключевые слова

Читательская грамотность, литературный текст, информационный текст, сплошной текст, несплошной текст, множественный текст, биография писателя, маршрутный лист, рабочий лист, кластер, критическое мышление.

Благодарности: Исследование выполнено по проекту «Методика развития читательской грамотности у обучающихся на уроках гуманитарного профиля (литература, история, русский язык, обществознание и др.)», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительные соглашения № 073-03-2021-044/1 от 30.06.2021 и № 073-03-2021-044/2 от 21 июля 2021 г. к соглашению № 073-03-2021-044 от 18 января 2021 г.).

Библиографическая ссылка на данную статью:

Брякова И. Е. Стратегия формирования читательской грамотности школьников на основе работы с литературными и информационными текстами [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 1 (41). С. 210—225. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/18_41_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.41.18.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список источников

1. Ахматова А. А. Стихотворения и поэмы. М. : Правда, 1990. 447 с.
2. Ачкасова Г. Л. Диалог искусств в системе школьного литературного образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2000. 35 с.
3. Ачкасова Г. Л. К живому и плодотворному диалогу. О некоторых приемах и формах изучения поэзии А. А. Фета // Литература. 2000. № 2. C. 13—18. (Приложение к газете «Первое сентября»).
4. Браже Т. Г. Изучение биографии писателя как важный компонент литературного образования учащихся // Методика обучения литературе в школе : учеб. для вузов : в 2 кн. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. Кн. 2. C. 6— 26.
5. Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т. Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 34—57.
6. Жабицкая Л. Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев : Штиинца, 1974. 134 с.
7. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей образовательных учреждений. 2-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. 223 с.
8. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. М. : Просвещение, 2011. 189 с.
9. Крылова О. В. Формирование читательской грамотности учащихся // Школьные технологии. 2016. № 3. С. 70—77.
10. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : в 2 ч. Ч. 2. М. : Просвещение, 2020. 303 с.
11. Лотман Ю. М. Биография — живое лицо // Новый мир. 1985. № 2. С. 228—236.
12. Медведева-Нату О. Стихи о верности // Вечерний Оренбург. 2018. 18 июля.
13. Маранцман В. Г. Труд читателя. От восприятия литературного произведения к анализу : кн. для уч-ся ст. кл. сред. шк. М. : Просвещение, 1986. 124 с.
14. Маранцман В. Г. Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования. 5—9 классы. М. : Просвещение, 2005. 222 с.
15. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М. : Педагогика, 1976. 224 с.
16. Набоков В. В. Стихи. Анн Арбор (Mich.) : Ардис, 1979. 320 с.
17. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М. : Книга, 1972. 152 с.
18. Новый взгляд на грамотность: по результатам междунар. исслед. PISA-2000 / Г. С. Ковалева [и др.]. М. : Логос, 2004. 292 с. (Актуальные вопросы развития образования).
19. Оценка читательской грамотности: исследования PISA-2018. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html (дата обращения: 30.08.2021). 
20. Романичева Е. С., Пранцова Г. В. Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. М. : Форум, 2017. 368 с.
21. Рыжий Б. Б. В кварталах дальних и печальных: Избранная лирика. Роттердамский дневник. 6-е изд. М. : Искусство-XXI век, 2021. 576 с.
22. Cметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС : пособие для учителя. М. : Баласс, 2011. 128 с.
23. Тихомирова В. Я. Чилижник : стихи. Оренбург : [Б. и.], 2019. 84 с.
24. Тихомирова В. Я. Гармонь татарскую мелодию играет // Яна Вакыт. 2021. 24 марта.
25. Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы : сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста», Санкт-Петербург, 21 окт. 2016 г. / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. СПб. : Лема, 2016. 118 с.
26. Фет А. А. Полное собрание стихотворений. Л. : Сов. писатель. [Ленингр. отд-ние], 1959. 897 с. (Б-ка поэта. Большая сер. 2-е изд.).
27. Цветаева М. Сочинения : в 2 т. Т. 1 / сост., подг. текста и коммент. А. Саакянц. Минск : Нар. асвета, 1988. 541 с.
28. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности: материалы к обсуждению: презентация и обсуждение Международной программы PISA-2009 / Российская Академия образования, Ин-т содержания и методов обучения, отд. оценки качества общего образования. М., 2010. 67 с.
29. Цукерман Г. А. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10—15-летних школьников // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 123—150.
30. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 284—300.