Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 2(42). С. 227—236

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.881.161.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2022.42.18

Реализация национально-регионального компонента в процессе пропедевтической подготовки младших школьников к сочинению на основе краеведческого материала

Агапова Гаделия Хаснуловна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия, gadelija@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8746-9930

Аннотация

В статье представлена разработанная методика пропедевтической подготовки учащихся 4 класса к сочинению по наблюдениям во время экскурсии. В качестве учебного материала предлагается историко-культурный материал — архитектурные постройки и экспонаты музейного комплекса «Национальная деревня» и стихотворения поэтов Оренбургской области, позволяющий реализовать национально-региональный компонент обучения. Обоснован потенциал краеведческого материала как эффективного средства обучения сочинению, побуждающего и мотивирующего младших школьников к созданию связного содержательного высказывания, и воспитания, способствующего формированию гармоничной межкультурной коммуникации в полиэтнической среде.

Ключевые слова

Пропедевтическая подготовка, сочинение по наблюдениям, связная речь, историко-культурный контекст, краеведческий материал.

Библиографическая ссылка на данную статью:

Агапова Г. Х. Реализация национально-регионального компонента в процессе пропедевтической подготовки младших школьников к сочинению на основе краеведческого материала [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 2 (42). С. 227—236. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/18_42_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.42.18.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список источников

1. Агапова Г. Х., Беляева Е. Ю. Роль поэзии родного края в формировании нравственных ценностей у младших школьников (на примере Оренбургской области) // Гуманитарные технологии в современном мире : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Калининград : ИиТ газеты «Страж Балтики» Минобороны России, 2017. С. 87—90.
2. Агапова Г. Х. Формирование орфографической зоркости на материале стихотворений Оренбургской области // Начальная школа. 2019. № 11. С. 32—36.
3. Агапова Г. Х., Мусс Г. Н. Обогащение активного словаря детей 5—6 лет средствами краеведческой детской литературы [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 2 (38). С. 158—175. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/12_38_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.38.12.
4. Батракова Е. Ю. Особенности работы по написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка в начальной школе // Евразийское научное объединение. 2019. № 5-6 (51). С. 409—411.
5. Башкатова О. В. Обучение сочинению в жанре сравнительной характеристики на уроках русского языка в начальной школе в условиях дистанционного образования в период пандемии // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности : материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и молодых ученых. Рязань : Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2020. С. 141—145.
6. Брянцева М. В. Методика обучения написанию сочинения в начальной школе: ретроспективный анализ // Буслаевские чтения : сб. науч. статей по материалам IX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Пенза : Пензенский гос. ун-т, 2021. С. 105—109.
7. Кустарева В. А., Назарова Л. К., Рождественский Н. С. [и др.]. Методика русского языка для школьных педагогических училищ. 2-е изд. М. : Просвещение, 1973. 413 с.
8. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. учреждений высшего образования. 9-е изд., стер. М. : Издат. центр «Академия», 2015. 464 с.
9. Матвеева Е. И. Как научить младшего школьника писать сочинение : пособие для учителя. 3-е изд. М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. 272 с.
10. Ожогина Н. И. Развитие умений учащихся начальной школы писать сочинения // Начальное образование. 2021. № 6. С. 44—50.
11. По страницам Антологии русского лиризма. ХХ век. Поэтический календарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.studia-vasin.ru (дата обращения: 01.02.2022).
12. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по специальности № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». М. : Просвещение, 1979. 431 с.
13. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения : учеб. пособие для студ. пед. учебных заведений по специальности «Педагогика и методика начального обучения» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская [и др.] ; под ред. М. С. Соловейчик. 4-е изд., стер. М. : Издат. центр «Академия», 1998. 384 с.
14. Чередниченко Л. А. Особенности обучения сочинениям отдельных видов в содержании работы учителя начальных классов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 3 (192). С. 50—54.
15. Шергина Т. А., Сергучева О. И. Развитие письменной связной речи младших школьников в процессе обучения сочинению-миниатюре // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3. С. 281—286.