Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 3(43). С. 218—236

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.161.1

Острикова Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Чучва Лариса Михайловна, учитель, аспирант
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

 

СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ КАК ОБЪЕКТА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА В ШКОЛЕ

Аннотация

В статье актуализирована лингводидактическая проблема непрерывного (от раздела «Лексика» к разделу «Словообразование») обогащения знаний учителя и учащихся о способах толкования слов в целях эффективного их словообразовательного разбора. Путем анализа лингвистических и лингвометодических теоретико-практических источников, учебников по русскому языку для 5 и 6 классов, результатов письменной срезовой работы, диагностирующей уровень навыков учащихся в толковании производных слов, выявлены пути уточнения и конкретизации познавательной информации о способах их толкования, своеобразии семантических определений значения слова на уровне толковательных предложений. Для учителей-словесников представлена лингводидактическая система способов и соответствующих им приемов толкования лексического значения производных слов, являющихся объектом словообразовательного разбора. Особое внимание уделено лексико-грамматическому своеобразию отсылочных, синонимических и описательных толкований в виде простых и сложных толковательных предложений.

Ключевые слова

Русский язык в школе, лексика, способ толкования слова, навыки толкования слов, семантизация слова, семантическое определение лексического значения слова, толковательное предложение, словообразование, производное слово, сложное слово, словообразовательный разбор.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2022.43.18

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. 1. Лексическая семантика (синонимические средства языка). М. : Языки рус. культуры : Восточная лит., 1995. 472 с.
2. Арбатский Д. И. Основные способы толкования значений слова // Русский язык в школе. 1970. № 3. С. 26—31.
3. Арбатский Д. И. Толкования значений слов: Семантические определения. Ижевск : Удмуртия, 1977. 100 с.
4. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы. : учеб. для общеобр. учр. М. : Дрофа, 2012. 320 с.
5. Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. М. : Просвещение, 1997. 350 с.
6. Белов В. А. Семантические свойства имен существительных различных лексико-грамматических разрядов // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2, Языкознание. 2020. Т. 19, № 3. С. 38—48.
7. Белов В. А. Способы наивного толкования лексического значения существительных // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 4. С. 83—92.
8. Большой академический словарь русского языка : более 150 000 слов русского языка его классического (XIX в.) и нового (XX—XXI вв.) периодов / РАН, Ин-т лингв. исследований ; гл. ред. К. С. Горбачевич. Т. 1—24. М. ; СПб. : Наука, 2004—2018. Изд. продолжается.
9. Большой толковый словарь русских глаголов : свыше 10 000 глаголов. Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты / авт.-сост. Л. Г. Бабенко [и др.] ; под общ. ред. Л. Г. Бабенко. М. : АСТ-ПРЕСС, 2007. 573 с.
10. Большой толковый словарь русских существительных : свыше 15 000 имен существ., идеограф. описание, синонимы, антонимы / авт.-сост. Л. Г. Бабенко [и др.] ; под общ. ред. Л. Г. Бабенко. М. : АСТ-Пресс Книга, 2005. 863 с.
11. Брякова И. Е. Стратегия формирования читательской грамотности школьников на основе работы с литературными и информационными текстами [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 1 (41). С. 210—225. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/18_41_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.41.18.
12. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучева И. В. Русский язык. 5 класс : учеб. : в 2 ч. / науч. ред. А. А. Леонтьев. М. : Баласс, 2015. Ч. 1. 256 с. ; Ч. 2. 240 с.
13. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : в 2 т. М. : Рус. язык, 2000.
14. Караулов Ю. Н. Русский язык : энциклопедия. М. : Дрофа, 1997. 721 с.
15. Козлова А. А., Баранова О. В. Метод семантизации слов в обучении школьников смысловому чтению // Вопросы педагогики. 2021. № 6-2. С. 94—101.
16. Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М. : Наука, 1977. 315 с.
17. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. М. : Русский язык, 1997. 831 с.
18. Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 классы. М. : Дрофа, 1997. 416 с.
19. Львова С. И. Функционально-семантический подход к обучению морфемике и словообразованию в школьном курсе русского языка : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1993. 41 c.
20. Методика преподавания русского языка в школе : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. М. : Издат. центр «Академия», 2001. 368 с.
21. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 100 000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / под общ. ред. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М. : Мир и образование, 2015. 1375 с.
22. Острикова Т. А. Обучение учащихся 4—6 классов морфемному и словообразовательному разборам на основе различения производных и непроизводных слов : дис. … канд. пед. наук. М., 1985. 198 с.
23. Петров А. В. Гнездовой толково-словообразовательный словарь композитов. Симферополь, 2003. 286 с.
24. Примерная рабочая программа основного общего образования «Русский язык» (для 5—9 классов образовательных организаций). М. : Мин-во просвещения РФ : Ин-т стратегии развития образования РАО, 2021. 128 с.
25. Романовская А. К. Системный подход к обучению морфемике и словообразованию на уроках русского языка в VI классе // Мова і літаратура ў ХХІ стагоддзі: актуальныя аспекты даследавання : матэрыялы VI Рэсп. навукова-практ. канф. маладых навукоўцаў, прысвечанай 100-годдзю Беларускага дзяржаўнага універсітэта, Мінск, 12 марта 2021 г. / гал. рэд. В. У. Зуев. Мінск : Белорус. гос. ун-т, 2021. С. 397—401.
26. Русская грамматика : в 2 т. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / гл. ред. Н. Ю. Шведова. М. : Наука, 1980. 783 с.
27. Русский язык : учеб. для 4 кл. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. М. : Просвещение, 1980. 304 с.
28. Русский язык : учеб. для 5 кл. ср. школы / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. М. : Просвещение, 1988. 221 с.
29. Русский язык : учеб. для 5 кл. общеобр. учреждений : в 2 ч. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. 2018. Ч. 1. 192 с.; Ч. 2. 176 с.
30. Русский язык : учеб. для 5—6 кл. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Т. А. Ладыженская [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. М. : Просвещение, 1974. 384 с.
31. Русский язык. 5 класс : учеб. : в 2 ч. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов. М. : Дрофа, 2020. Ч. 1. 140 с.; Ч. 2. 174 с.
32. Русский язык : учеб. для 6 кл. ср. школы / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская [и др.]. М. : Просвещение, 2011. 253 с.
33. Русский язык : учеб. для 6 кл. ср. школы : в 2 ч. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская [и др.]. М. : Просвещение, 2018. Ч. 1. 191 с.; Ч. 2. 175 с.
34. Русский язык : 6 кл. : учеб. для общеобр. учр. : в 2 ч. / Е. А. Быстрова [и др.] ; под ред. Е. А. Быстровой. М. : Русское слово, 2014. Ч. 1. 248 с.; Ч. 2. 208 с.
35. Русский язык : 6 кл. : учеб. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.]. 9-е изд., стер. М. : Дрофа, 2020. 287 с.
36. Русский язык : 6 класс : учеб. для общеобр. орг. : в 2 ч. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова [и др.]. М. : Просвещение, 2021. Ч. 1. 191 с.; Ч. 2. 191 с.
37. Скляревская Г. Н. Нормативный толковый словарь живого русского языка: основные постулаты и типологические признаки // Нормативный толковый словарь живого русского языка: теоретические проблемы и практические трудности. СПб. : Филол. ф-т СПбГУ, 2007. С. 17—41.
38. Словарь русского языка : в 4 т. / РАН, Ин-т лингв. исследований ; под ред. А. П. Евгеньевой. М. : Русский язык : Полиграфресурсы, 1999.
39. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка : в 2 т. Ок. 145 000 слов. М. : Русский язык, 1985. Т. 1. 856 с. ; Т. 2. 886 с.
40. Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ахапкин [и др.] ; ред. Д. В. Дмитриев. М. : Астрель [и др.], 2003. 989 с.
41. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М. : Сов. энциклопедия : ОГИЗ, 1935—1940.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М. : Мин-во просвещения РФ, 2021. 126 с.
43. Фивейская Е. А. Словообразовательные отношения в толковом словаре: проблема разработки типовых дефиниций (на материале семантического поля «Музыка») // Нормативный толковый словарь живого русского языка: теоретические проблемы и практические трудности. СПб. : Филол. ф-т СПбГУ, 2007. С. 226—238.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Острикова Т. А., Чучва Л. М. Способы толкования лексического значения производных слов как объекта словообразовательного разбора в школе [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 3 (43). С. 218—236. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/18_43_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.43.18.