Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 2(42). С. 237—251

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.03(09)

Грицай Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина

 

ПОЛЕМИКА «ГРЕКОФИЛОВ» И «ЛАТИНОФИЛОВ» О СУТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА

Аннотация

В статье анализируются педагогические идеи, появившиеся в России во второй половине XVII века. Целью исследования является анализ представлений о воспитании детей в семье с помощью изучения оригинальных сочинений таких авторов, как Епифаний Славинецкий, Евфимий Чудовский, Симеон Полоцкий, Карион Истомин. В работе используются методы, позволяющие дать оценку педагогическому наследию эпохи, основанные на исторической реконструкции педагогических явлений и их последовательном осмыслении. Это позволило определить общие черты особенностей воспитания детей в семье в понимании представителей византийско-русского направления («грекофилы») и западно-ориентированного направления («латинофилы»), осмыслить возникшие у них разногласия в понимании данной проблемы. Это дало возможность сделать вывод о том, что главным пунктом их противостояния была идея о необходимости ориентации на просвещенческие гуманистические идеи западной педагогики или на отечественные традиции воспитания в их тесной связи с наследием византийских авторов.

Ключевые слова

Воспитание в семье, история педагогики, эпоха XVII века, педагогические идеи, «грекофилы», «латинофилы».

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2022.42.19

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1.  Адрианова-Перетц В. П. Человек в учительной литературе Древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы. Л. : Наука, Ленингр. отд-е, 1972. Т. 27. С. 3—68.
2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. / сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. М. : Педагогика, 1985. 363 с.
3. Блинов В. И. Развитие теории и практики образования в России XVIII — начала ХХ века под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания : дис. … д-ра пед. наук. М., 2001. 260 с.
4. Бухаркин П. Е. Феофан Прокопович и духовно-интеллектуальные движения Петровской эпохи // Христианское чтение. 2009. № 9—10. С. 100—121.
5. Буш В. В. Памятники старинного русского воспитания // К истории древнерусской письменности и культуры. Пг., 1918. С. 33—57.
6. Бычков В. В. Эстетика в России. М. : Знание, 1989. 64 с.
7. Демков М. И. История русской педагогики. Ч. 1. Древнерусская педагогия. СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1899. 328 с.
8. Дионисий Ареопагит. Сочинения. СПб. : Алетейя, 2003. 863 с.
9. Диянов К. С. Полемика грекофилов и латинствующих в последней четверти XVII в. : дис. … канд. ист. наук. Омск, 2014. 239 с.
10. Елеонская А. С. Русская публицистика второй половины XVII в. М. : Наука, 1978. 267 с.
11. Извеков Д. Букварная система обучения в исходе XVII и начале XVIII столетий // Семья и школа. 1872. Кн. 2, № 4. С. 723—750.
12. Киселева М. С. Барочная антропология: нравственное богословие в проповедях Симеона Полоцкого // Вопросы философии. 2008. № 7. С. 115.
13. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей : в 3 т. Т. 3. [Репр. воспр. изд. 1873—1888 гг.]. М. : Книга и бизнес, 1992. 350 с.
14. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М. : Наука, 1970. 301 с.
15. Медынский Е. Н. Ценный памятник русской педагогики XVII века («Гражданство обычаев детских») // Советская педагогика. 1946. № 6. С. 71—81.
16. Морозов А. А. Симеон Полоцкий и проблемы восточнославянского барокко // Барокко в славянских культурах. М. : Наука, 1982. С. 170—190.
17. Нечаев В. Н. Малорусско-польское влияние в Москве и русская школа XVII века // Три века. Россия от Смуты до нашего времени / сост. А. М. Мартышкин, А. Г. Свиридов. М. : Патриот, 1991. Т. 2. С. 77—105.
18. Остен. Памятник русской духовной письменности XVII века. Казань : Унив. тип., 1865. 209 с.
19. Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века. Л. : Наука, 1973. 282 с.
20. Подтергера И. А. Грамматическая часть в «Алфавитаре ради учения малых детей»: структура, содержание, источники // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. 2015. № 5 (5). С. 233—289.
21. Полоцкий С. Вечеря душевная. М. : Верхняя типография, 1683.
22. Пуминова Н. В. Критика силлогистики и «внешней мудрости» в Московской Руси во второй половине XVII в. // Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. 2013. № 11 (112). С. 72—80.
23. Румянцева В. С. Епифаний Славинецкий и «Правила поведения для юношества» Эразма Роттердамского // Исторический вестник. 2000. № 1 (5). С. 79—86.
24. Савельев А. А., Савельева Н. В. «Азбука учебная» Кариона Истомина // Litterarum fructus : сб. статей в честь С. И. Николаева. СПб. : Альянс-Архео, 2012. С. 53—74.
25. Сазонова Л. И. Евфимий Чудовский и новое имя в русской поэзии XVII в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Л. : Наука, 1990. Т. 44. С. 300—324.
26. Сменцовский М. Н. Братья Лихуды: опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII в. СПб. : Типо-лит. М. П. Фроловой, 1899. 460, LIV с.
27. Сфетас С. XVII век — веха в развитии греческо-русских культурных отношений // Греческая культура в России XVII—XX вв. : [сб. статей]. М. : Ин-т славяноведения, 1999. С. 8—10.
28. Талина Г. В. Государство, церковь, образование в России второй половины XVII столетия // Ценности и смыслы. 2016. № 4. С. 61—70.
29. Усков В. А. «Домострой» протопопа Сильвестра и Ивана IV: регламент жизни россиян XVI—XVII вв. // Современное общество и власть. 2014. № 2.
30. Черная Л. А. Концепция личности в русской литературе второй половины XVII — первой половины XVIII в. // Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII — начала XVIII века. М. : Наука, 1989. С. 220—232.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Грицай Л. А. Полемика «грекофилов» и «латинофилов» о сути воспитания детей в семье во второй половине XVII века [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 2 (42). С. 237—251. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/19_42_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.42.19.