Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 2(42). С. 252—267

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.111.1

Костина Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет
Стуколова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

Аннотация

В статье обоснована актуальность реализации принципа интерактивности в обучении английскому языку в условиях акцентуации формирования коммуникативной компетентности обучающихся при учете современной ориентации на применение информационных технологий, цифровизацию обучения. Посредством применения метода логико-теоретического анализа научной литературы, посвященной проблеме интерактивности в образовательном процессе, инноваций в образовании, а также опроса среди учителей образовательных учреждений города Оренбурга выявлены и описаны эффективные интерактивные технологии, потенциально модифицируемые в процессе цифровой трансформации, а также возможные для применения в данном контексте интернет-ресурсы, информационные технологии; представлен алгоритм применения интерактивных технологий (на примере дебатов) с учетом цифровизации и цифровой трансформации обучения в школе. Особое внимание уделяется необходимости системного учета требований компетентностного подхода, основных речевых умений и навыков, отражающих сформированность коммуникативной компетенции, принципов цифровой трансформации образования при применении интерактивных технологий обучения и их элементов. Обоснован потенциал модификации интерактивных технологий обучения с учетом цифровой трансформации образования в качестве инструментов реализации компетентностного подхода. Апробирован алгоритм цифровой трансформации процесса применения технологии дебатов в обучении английскому языку в школе. Сделан вывод об актуальности реализации принципа интерактивности посредством существующих технологий обучения, адаптируемых к процессу цифровой трансформации образовательной деятельности.

Ключевые слова

Интерактивность процесса обучения, образовательная технология, интерактивные технологии, цифровизация, цифровая трансформация образования, алгоритм, компетентностный подход, коммуникативная компетенция, компоненты коммуникативной компетенции.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2022.42.20

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Авво Б. В., Ахаян А. А., Заир-Бек Е. С., Комаров В. А., Гороховатская Н. В., Феофилова Т. Г., Федорова Н. М., Сосунова Н. Ю. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий : метод. рекомендации. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 108 с.
2. Архипова М. В., Жерновая О. Р., Шутова Н. В., Мешкова Г. А. Особенности использования интернет-ресурсов в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021 № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN421.pdf.
3. Билик Е. Смешанное обучение — инновационная возможность эффективного обучения в эпоху цифровизации образования // Univers Pedagogic. 2021. № 1 (69). С. 41—48. DOI: 10.52387/1811-5470.2021.1.05.
4. Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. М. : ИНЭК, 2007. С. 156—163.
5. Богданова Л. В. Опыт дистанционного обучения как предпосылка перехода к смешанному обучению // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 9. С. 32—44.
6. Бочкова Ю. Л., Дедкова Ю. Л. Преимущества технологии «дебаты» в обучении иностранным языкам // Российская наука в современном мире : сб. статей XXVIII Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 29 февр. 2020 г. М. : Актуальность.РФ, 2020. С. 164—166.
7. Воронина Ю. В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4 (32). С. 232—245. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/17_32_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.32.17.
8. Гулая Т. М., Герасименко Т. Л. Компетентностный подход к изучению иностранных языков в условиях цифровизации обучения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Гуманитарные науки. 2019. № 11. С. 55—61.
9. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации. М. : НИУ ВШЭ, 2019. 108 с.
10. Добрынина Т. Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. 182 с.
11. Ежова Т. В., Стуколова Е. А. Применение технологии blended learning в дистанционной форме [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 2 (38). С. 204—222. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/15_38_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.38.15.
12. Ельцова О. В. Проблемы цифровизации современного школьного образования: теория и опыт // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2021. № 4. С. 26—31.
13. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
14. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34—42.
15. Как отличить цифровую трансформацию от цифровизации [Электронный ресурс] // РБК Тренды. URL: https://clck.ru/V8eKS (дата обращения: 01.02.2022).
16. Карпасюк И. В. Применение компьютерных средств визуализации, мультимедийных и интерактивных технологий при дистанционном обучении математическим дисциплинам [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN221.pdf.
17. Киндеркнехт А. С., Тулиева К. В., Худайбердина М. У. Недостатки дистанционного обучения иностранному языку в экстремальных условиях самоизоляции [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021 № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/46PDMN221.pdf.
18. Кирилин К. А. Возможности и ограничения применения инновационных технологий в современном образовании (на примере технологии «Дебаты») // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. № 3 (41). С. 116—119.
19. Колесников А. А. Реализация компетентностной парадигмы при обучении иностранным языкам в профильной школе // Иностранные языки в школе. 2011. № 10. С. 11—18.
20. Компетентностный подход в образовании / А. Ю. Нагорнова [и др.]. Ульяновск : Зебра, 2016. 339 с.
21. Косогорова Л. А., Крутиков В. К. Новые подходы к формированию коммуникативных навыков в условиях цифровизации системы школьного образования: технология нетворкинга // Высшее образование сегодня. 2021. № 5. С. 19—23. DOI: 10.25586/RNU.HET.21.05.P.19.
22. Литовченко Е. В., Лобанова Э. Н. Приоритетность цифровизации на современном этапе школьного образования при обучении иностранным языкам // Шатиловские чтения. Цифровизация иноязычного образования : сб. науч. тр. СПб. : Санкт-Петербургский политех. ун-т Петра Великого, 2020. С. 100—102. DOI: 10.18720/SPBPU/2/id20-274.
23. Магомедова К. Г. Технологии интерактивного обучения на уроках иностранного языка // Инновационные технологии в теории и практике обучения иностранным языкам в средней и высшей школе : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Грозный, 13—14 февр. 2015 г. Грозный : Чеченский гос. пед. ин-т, 2015. С. 235—240.
24. Новолодская С. Л., Липич О. А. Интерактивные методы обучения: теория и технология. Чита : ЗИП СибУПК, 2013. 104 с.
25. Общая методика обучения иностранным языкам : хрестоматия. М. : Русский язык, 1991. 356 с.
26. Панов В. И., Борисенко Н. А., Капцов А. В., Колесникова Е. И., Патраков Э. В., Плаксина И. В., Суннатова Р. И. Некоторые итоги цифровизации образования на примере вынужденного удаленного школьного обучения // Педагогика. 2020. Т. 84, № 9. С. 65—77.
27. Поличка А. Е. Формирование адаптационных способностей обучаемых к электронному обучению в условиях цифровизации методических систем обучения // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : материалы IV Междунар. науч. конф., Красноярск, 6—9 окт. 2020 г. : в 2 ч. Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2020. Ч. 1. С. 313—317.
28. Профессионально-педагогические понятия : словарь / сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк ; под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. 456 с.
29. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 138—144.
30. Симонова О. Б., Котляренко Ю. Ю. Проблемы формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка студентов неязыковых специальностей в условиях цифровизации процесса обучения [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN121.pdf.
31. Суворова Л. С., Помазан Н. Г. Трансформация обучения иностранному языку в цифровую эпоху // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Сер. Гуманитарные науки. 2020. № 16. С. 63—64.
32. Сысоева Е. А., Кетоева Н. Л. Развитие информационных компетенций у субъектов образовательной деятельности в условиях цифровой экономики в период пандемии новой коронавирусной инфекции // Экономика и предпринимательство. 2020. № 6 (119). С. 1316—1319. DOI: 10.34925/EIP.2020.119.6.280.
33. Сычевская А. И. Цифровая компетентность в условиях цифровизации школьного образования // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : материалы V Междунар. науч. конф., Красноярск, 21—24 сент. 2021 г. / под общ. ред. М. В. Носкова : в 2 ч. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2021. Ч. 2. С. 660—664.
34. Такенова Ж. Т. Развитие мотивации к иностранному языку в контексте компетентностного подхода обучения // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7, № 5. С. 451—456. DOI: 10.33619/2414-2948/66/48.
35. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования : коллективная монография / А. Ю. Уваров, Э. Гэйбл, И. В. Дворецкая [и др.] ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М. : Издат. дом Высшей школы экономики, 2019. 342 с.
36. Уваров А. Ю. Три сценария развития образования и его цифровая трансформация // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2020. № 3. С. 61—74.
37. Уваров А. Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 108 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Приказов Мипросвещения России от 31.05.2021 № 286) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 26.11.2021).
39. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 26.11.2021).
40. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021). Ст. 2 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/c5051782233acca771e9adb35b47d3fb82c9ff1c/ (дата обращения: 23.09.2021).
41. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе : сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М. : ИОСО РАО, 2002. С. 135—157.
42. Akulenko Ya. G. On teaching a foreign language as part of the competence-based approach // Pedagogy and Psychology: Theory and Practice. 2019. N 3 (15). P. 10—16.
43. Azimbaeva R. On Interactive Pedagogical Technologies Which Can Assist English Language Students to Improve their Learning Skills // Bulletin of Science and Practice. 2020. Vol. 6, N 4. P. 416—421. DOI: 10.33619/2414-2948/53/47.
44. König J., Jäger-Biela D. J., Glutsch N. Adapting to online teaching during COVID-19 school closure: teacher education and teacher competence effects among early career teachers in Germany // European Journal of Teacher Education. 2020. Vol. 43, N 4. P. 608—622. DOI: 10.1080/02619768.2020.1809650.
45. Krommer A. Authentische Kommunikation in digitalen Medien. Schluss mit Simulationen // Goethe-Institut Magazin Sprache. 2018. URL: https://www.goethe.de/de/spr/spr/21180151.html.
46. Lahcen R. A. M. Prioritizing Strategies for a Better Transition to Remote Instruction [Электронный ресурс] // EDUCAUSE Review. 2020. URL: https://er.educause.edu/articles/2020/11/prioritizing-strategies-for-a-better-transition-to-remote-instruction (accessed: 26.11.2021).

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Костина Н. Г., Стуколова Е. А. Интерактивные технологии как средство реализации компетентностного подхода в условиях цифровой трансформации обучения английскому языку в школе [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 2 (42). С. 252—267. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/20_42_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.42.20.