Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 4(44). С. 390—406

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 378.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2022.44.20

Подготовка к культурно-просветительской деятельности будущих учителей истории и обществознания

Подкорытова Светлана Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент
Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск, Курганская область, Россия, gusewasw@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4537-7333

Аннотация

В статье представлен механизм подготовки к культурно-просветительской деятельности студентов младших курсов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (профили «История», «Обществознание»). Проанализирована нормативно-правовая база исследования, составлен историографический обзор темы. Эксперимент, представленный в статье, основан на результатах анкетирования как работающих учителей, так и обучающихся этой профессии. В качестве основы культурно-просветительской деятельности выступает общеисторический, краеведческий и правоведческий материал. Затронуты основные формы культурно-просветительской деятельности — лекция, беседа, игра, экскурсия. В результате вводного анкетирования и бесед подготовлен лекционный материал, создан алгоритм подготовки культурно-просветительских мероприятий. Разработанные студентами мероприятия внедрялись на различных ступенях образования с учетом возрастных особенностей обучающихся. Исследование показало, что в ходе практической работы студенты смогли сформировать культурно-просветительские компетенции.

Ключевые слова

Культурно-просветительская деятельность, учитель истории и обществознания, лекция, беседа, игра.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов-партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2022 году по теме «Подготовка будущих учителей истории и обществознания к осуществлению культурно-просветительской деятельности» № 16-445 от 23.06.2022.

Библиографическая ссылка на данную статью:

Подкорытова С. В. Подготовка к культурно-просветительской деятельности будущих учителей истории и обществознания [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 4 (44). С. 390—406. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/20_44_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.44.20.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список источников

1. Атагимова Э. И., Макаренко Г. И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2015. № 1 (14). С. 64—68.
2. Брызгалова О. Н., Кивелев Д. П., Лунева Е. В., Хомутникова Е. А., Хомякова М. А., Нартдинова Ю. М. Организация культурно-просветительской деятельности молодежи в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Молодежь и наука. 2019. № 12. С. 8. URL: http://min.usaca.ru/issues/79/articles/4873.
3. Виситаева И. З., Мусханова И. В. Культурно-просветительская деятельность: сущность, содержание, структура // Современное педагогическое образование. 2021. № 8. С. 34—37.
4. Востроилова Е. В. Педагогическое сопровождение различных форм культурно-просветительской деятельности [Электронный ресурс] // Гуманизация образовательного пространства : материалы междунар. науч. конф., Саратов, 20—21 окт. 2016 г. Саратов : Перо, 2016. С. 536—542.
5. Гайсина Г. И. Становление культурологического подхода как методологической основы педагогики // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2002. Т. 2, № 2. С. 12—21.
6. Голобородько А. Ю., Стеценко И. А. Технологии культурного просветительства в контексте актуализации инструментария и расширения контента гражданско-правового воспитания студенческой молодежи (на примере опыта Таганрогского института имени А. П. Чехова) // Евразийский юридический журнал. 2021. № 4 (155). С. 43—45.
7. Екимова К. В., Ешкина Н. И. Культурно-просветительские и исследовательские проекты как условие эффективной подготовки студентов к будущей профессионально-педагогической деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12-2. С. 339—343.
8. Екимова К. В., Ешкина Н. И. Педагогические условия развития профессиональных компетенций студентов в образовательной среде вузовской кафедры средствами культурно-просветительской деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 423. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23361.
9. Жидченко А. В. Патриотическое воспитание студенческой молодежи инструментами музейных экспозиций (на примере деятельности Омского музея просвещения) // Патриотическое воспитание в системе высшего образования : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 77-й годовщине начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой, Москва, 06—07 дек. 2018 г. М. : МИСиС, 2018. С. 149—153.
10. Зимина А. А. Патриотическое воспитание и просвещение в современном пространстве военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи // Человек и современность: проблемы социальной и культурной динамики. Псков : Псковский гос. ун-т, 2021. С. 27—36.
11. Камалеева А. Р. Системный подход в педагогике // Научно-педагогическое обозрение. 2015. № 3 (9). С. 13—23.
12. Кичигина С. В., Камышанская С. С. Значение культурно-исторического просветительства в процессе воспитания и обучения школьников на уроках истории // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2020. № 1. С. 255—259.
13. Колокольникова З. У., Назранова К. А., Курдюкова В. И., Перцева С. А., Безруких А. Д., Черепанов М. Д. Проектирование культурно-просветительских программ [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 20. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29631.
14. Колокольникова З. У., Лобанова О. Б., Яковлева Е. Н. Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 4. С. 45—49.
15. Косач Е. В. Правовое просвещение школьников как актуальная проблема современного образования // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства : сб. статей и материалов. Челябинск : Южно-Уральский гос. ин-т искусств им. П. И. Чайковского, 2020. С. 168—173.
16. Ляхов А. В., Чайкин К. Г. Культурно-цивилизационный код как фундамент культурного просветительства в молодежной среде // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2020. № 1. С. 326—331.
17. Методика обучения обществознанию : учебник и практикум для вузов / О. Б. Соболева [и др.] ; под ред. О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. М. : Юрайт, 2020. 474 с.
18. Моисеев М. В. Интерактивно-образовательная экскурсия как педагогический феномен культурно-просветительской деятельности «Музея археологии Москвы» // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития : материалы междунар. науч.-практ. конф., Москва, 16—17 марта 2017 г. : в 2 ч. М. : Международная академия наук педагогического образования, 2017. Ч. 1. С. 322—326.
19. Морозова С. А. Анализ передового педагогического опыта организации культурно-просветительской деятельности в современной школе // Наука и школа. 2016. № 1. С. 175—180.
20. Морозова С. А. Подготовка будущих педагогов начальной школы к культурно-просветительской деятельности в системе высшего образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2018. 24 с.
21. Новикова Г. Н. Менеджмент творческо-производственной деятельности. М. : МГУКИ, 2014. 98 с.
22. Помелов В. Б. Просветительство как педагогический феномен // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. С. 26—31. DOI: 10.24411/1813-145X-2018-10003.
23. Попова В. И. Культурно-просветительская деятельность как важнейшая составляющая внеаудиторной деятельности студента // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 79—80.
24. Попова В. И. Регионоведение как культурно-просветительский опыт познания Оренбургского края студентами педвуза // Одиннадцатые Большаковские чтения. Оренбургский край как историко-культурный феномен : сб. статей Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Оренбург, 31 марта 2022 г. : в 2 т. / науч. ред. С. В. Любичанковский. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2022. Т. 2. С. 32—35.
25. Попова В. И. Культурно-просветительская составляющая подготовки бакалавра в региональном образовательном пространстве // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 11. С. 222—227.
26. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” (с изменениями и дополнениями)» [Электронный ресурс] // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 28.06.2022).
27. Пычин О. Н. Опыт просветительства в СССР в актуальной повестке развития просветительского движения в современной России // Социально-культурные и исторические аспекты развития региона: история и современность. Ставрополь : Северо-Кавказский федер. ун-т, 2018. С. 226—234.
28. Рзаева Г. И. Культурно-просветительская работа во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе // Педагогика высшей школы. 2015. № 3-1 (3). С. 124—125.
29. Соколова М. В. Теоретические и педагогические основания устной истории : учеб. пособие. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. 163 с.
30. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе : учеб. для вузов. М. : ВЛАДОС, 2004. 238 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс] // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: https://base.garant.ru/71897864/ (дата обращения: 28.06.2022).
32. Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381385/ (дата обращения: 28.06.2022).
33. Формы и методы культурно-досуговой, образовательной и просветительной деятельности : словарь-справочник / сост. Т. Б. Соколова. Кемерово : УМЦ БДДДиЮ, МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ», 2020. 44 с.
34. Шоган В. В., Сторожакова Е. В. Методика преподавания истории в школе : учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. 433 с.