Формирование компетентности педагогов в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Ханова Татьяна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия, tanyaha10@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0140-4387
Мезенцева Татьяна Николаевна, старший воспитатель
Детский сад № 167, Нижний Новгород, Россия, potapova.17@mail.ru
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема подготовки педагогов к реализации задач и содержания духовно-нравственного воспитания дошкольников. Проанализировано содержание понятия «духовно-нравственное воспитание детей», рассмотрены некоторые подходы к его определению. Показано, что качество и результативность духовно-нравственного воспитания детей напрямую зависят от уровня нравственного развития педагога, его культуры и профессиональной компетентности. На основе анализа научных источников сформулировано понятие компетентности педагога в сфере духовно-нравственного воспитания детей, определены ее составляющие. Представлены результаты проведенного авторами исследования, направленного на формирование духовно-нравственной компетентности педагога дошкольного образования. Разработана и апробирована поэтапная система работы по формированию указанной компетентности, включающая комплекс методических мероприятий, выстроенных в интерактивном формате обучения. По результатам экспериментального исследования сделан вывод об эффективности поэтапной методической работы по формированию компетентности педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Ключевые слова
Дошкольный возраст, профессиональная компетентность педагога, духовно-нравственное воспитание детей, духовно-нравственная компетентность педагога, система методических мероприятий.
Библиографическая ссылка на данную статью:
Ханова Т. Г., Мезенцева Т. Н. Формирование компетентности педагогов в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 4 (44). С. 207—420. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/21_44_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.44.21.
1. Адольф В. А. Избранные труды : в 2 т. Т. 1 : Профессиональная компетентность педагога. Красноярск : КГПУ, 2020. 274 с.
2. Адольф В. А., Яковлева Н. Ф. Подготовка педагога к поддержке развития духовно-нравственного мира детей в дополнительном профессиональном образовании. М. : ФЛИНТА, 2017. 329 с.
3. Бичева И. Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений : автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2003. 29 с.
4. Бичева И. Б., Старикова А. Ю. Развитие информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов в образовательном процессе вуза // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (заочной) с междунар. участием, Тольятти, 28—29 ноября 2016 г. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Тольятти : Зебра, 2016. С. 300—303.
5. Бичева И. Б., Ханова Т. Г. Профессиональное развитие педагога дошкольного образования: пространство реализации индивидуальных возможностей [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 2 (38). С. 190—203. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/14_38_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.38.14.
6. Гладких Л. П. Педагогические условия подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук. Курск, 2005. 24 с.
7. Горбачева Т. М. Психологическая подготовка будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию учащихся : автореф. дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008. 27 с.
8. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. 23 с.
9. Егорова А. Н., Ханова Т. Г. Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС : сб. статей по материалам Всерос. науч.-практ. конф. Нижний Новгород : Нижегор. гос. пед. ун-т им. К. Минина, 2016. С. 31—34.
10. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в редакции на 01.09.2015. М. : ТЦ «Сфера», 2016. 192 с.
11. Клюева Е. В., Наумова Т. В., Губанихина Е. В. Совершенствование подготовки будущих педагогов в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23540.
12. Малинин В. А., Повшедная Ф. В., Пугачев А. В. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 1. С. 2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1324. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-2.
13. Малявкина Л. Н., Юревич С. Н. Формирование у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников и младших школьников // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. № 3 (11). С. 77—82. URL: https://chirpo.ru/files/72/jurnal_11_2016.pdf.
14. Мезенцева Т. Н. Народная тряпичная кукла как средство духовно-нравственного развития дошкольников // Детский сад от А до Я. 2020. № 6 (108). С. 84—91.
15. Меньшиков В. М., Ильина О. С. Духовно-нравственное воспитание в дошкольном образовательном учреждении: задачи, принципы, содержание, технологии // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 3 (47). C. 104—117. URL: http://scientific-notes.ru/magazine/archive/number/52.
16. Павлов В. И. Педагогические условия формирования у будущих учителей компетентности в области духовно-нравственного воспитания в процессе профессиональной подготовки // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 4-1 (80). С. 123—130. URL: http://vestnik.chgpu.edu.ru/upload/docs/2013/4(80)_2013_1.pdf.
17. Потаповская О. М. Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2012. № 4 (27). С. 64—83.
18. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 02.06.2021 № 400). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001.
19. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев : Радянська школа, 1974. 288 с.
20. Татаринцева Е. А., Ветров Ю. П. Методы и технологии подготовки будущих педагогов к взаимодействию с родителями школьников // Глобальный научный потенциал. 2015. № 11 (56). С. 40—42.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013, № 1155). URL: http://www.rg.rU/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
22. Фролова С. В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 2. С. 3. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1300. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-2-3.
23. Ханова Т. Г., Белинова Н. В. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования: методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 240—243.
24. Шидловская А. В. Развитие нравственных качеств дошкольников в совместной проектной деятельности детей, педагогов и родителей // Детский сад от А до Я. 2020. № 6 (108). С. 69—75.
25. Яковлева Н. Ф. Формирование готовности педагога к поддержке развития духовно-нравственного мира детей-сирот в дополнительном профессиональном образовании : дис. … д-ра пед. наук. Красноярск, 2017. 402 с.