Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 1 (41). С. 86—97

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 94(47)“18/19”+33:656.2(51)

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2022.41.8

Оценка эффективности железных дорог в Центральной Азии как экономического института (конец XIX — начало XX века)

Бочкарева Ирина Борисовна, кандидат исторических наук, доцент
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия, portnygina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2063-2227

Чекрыжова Оксана Ивановна, кандидат исторических наук, доцент
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия, niigi@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9089-5404

Аннотация

Особенностью политики государства по развитию сети железных дорог в Российской империи на рубеже XIX—XX вв. было преобладание военно-стратегических факторов над экономическими в процессе принятия решений о строительстве той или иной дороги. Данный тезис особо актуален для развития железнодорожного транспорта в Центральной Азии, где в начале XX в. действовали две казенные железные дороги — Среднеазиатская и Ташкентская. Однако роль железных дорог в экономической модернизации региона во многом превосходила их стратегическую значимость. Оценка количественных показателей работы железных дорог (грузоперевозка, перевозка пассажиров, валовой доход) свидетельствует о росте спроса на железнодорожные перевозки на региональном рынке и ускорении системных изменений в экономике: рост товарности и оформление рыночной специализации хозяйства, интеграция в общероссийский рынок. В то же время статистика показывает, что железные дороги были убыточны, отчасти по причине сложностей функционирования этого института в условиях природно-климатической и традиционной социокультурной среды региона. Низкая доходность железных дорог оказывала влияние на политику правительства по дальнейшему развитию железнодорожного транспорта в Центральной Азии.

Ключевые слова

Модернизация, Туркестан, Российская империя, Среднеазиатская железная дорога, Ташкентская железная дорога.

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-18-00180).

Библиографическая ссылка на данную статью:

Бочкарева И. Б., Чекрыжова О. И. Оценка эффективности железных дорог в Центральной Азии как экономического института (конец XIX — начало XX века) [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 1 (41). С. 86—97. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/8_41_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.41.8.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список источников

1. Ахмеджанова З. Железнодорожное строительство в Средней Азии и Казахстане (конец ХIХ — начало ХХ в.). Ташкент : Фан, 1984. 127 с.
2. Бочкарева И. Б. Железнодорожное строительство в стратегии Российской империи по освоению Туркестана // Известия Алтайского государственного университета. 2019. № 5 (109). С. 33—38. DOI: 10.14258/izvasu(2019)5-04.
3. Васильев М. Н. Некоторые соображения об экономическом значении Северо-Туркестанской железной дороги // Закаспийское обозрение. 1908. № 220—227.
4. Витте С. Ю. Некоторые соображения о причинах дефицитности русской железнодорожной сети. СПб. : Ин-т инж. пут. сообщ. имп. Александра I, 1910. 12 с.
5. Голубев А. А. Концессионирование в железнодорожном строительстве России (середина XIX — начало ХХ в.) // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2011. № 4. С. 226—234.
6. Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1901 г. СПб. : Тип. В. Киршбаума, 1902. 799 с.
7. Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1902 г. СПб. : Тип. В. Киршбаума, 1903. 779 с.
8. Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1903 г. СПб. : Тип. В. Киршбаума, 1904.
9. Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1904 г. СПб. : Тип. В. Киршбаума, 1905. 971 с.
10. Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1905 г. СПб. : Редакция периодических изданий Министерства финансов, 1906. 747 с.
11. Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1906/1907 гг. СПб. : Редакция периодических изданий Министерства финансов, 1907. 434 с.
12. Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1907/1908 гг. СПб. : Редакция периодических изданий Министерства финансов, 1909. 559 с.
13. Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1909 г. СПб. : Редакция периодических изданий Министерства финансов, 1909. 681 с.
14. Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1912 г. СПб. : Редакция периодических изданий Министерства финансов, 1912. 825 с.
15. Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1913 г. СПб. : Редакция периодических изданий Министерства финансов, 1913. 677 с.
16. Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1914 г. СПб. : Редакция периодических изданий Министерства финансов, 1914 г. 667 с.
17. Записка о состоянии Закаспийской железной дороги и о главнейших потребностях ее улучшения. Составлена на основании данных, собранных в 1899 году Комиссией по приему дороги в ведение Министерства путей сообщения. СПб., 1899. 169 с.
18. Карпенкова Т. В. Роль железнодорожного строительства в модернизации России (1860-е годы — 1914 год) // Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 3 (16). С. 91—107.
19. Обзор Ферганской области за 1900 г. Новый Маргелан : Ферганский обл. стат. комитет, 1901. 141 с.
20. Обзор Сыр-Дарьинской области за 1909 г. Ташкент : Сыр-Дарьин. обл. стат. комитет, 1911. 205 с.
21. Озерский И. В. О проектах железнодорожного строительства на Северном Кавказе в 50—60-е годы XIX в. // Культурная жизнь Юга России. 2012. № 2 (45). С. 113—115.
22. Путеводитель по Туркестану и железным дорогам Среднеазиатской и Ташкентской. 1907—1908 / под ред. А. И. Дмитриева-Мамонова. 5-е изд. СПб. : Тип. И. Шурухта, 1912. 367 с.
23. Россия: полное географическое описание нашего отечества. Т. 19. Туркестанский край / сост. В. И. Масальский. СПб. : А. Ф. Девриен, 1913. 861 с.
24. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1396. Оп. 1. Д. 216.
25. РГИА. Ф. 1396. Оп. 1. Д. 221.
26. Результаты эксплуатации железных дорог и стоимость перевозок по этим дорогам (Таблица IX) // Статистический сборник Министерства путей сообщения. СПб. : Тип. Мин-ва путей сообщения, 1912. Вып. 113, ч. 2. С. 1—26.
27. Статистический обзор Ферганской области за 1910 г. Скобелев : Ферганский обл. стат. комитет, 1912. 185 с.
28. Стеткевич А. С. Убыточен ли Туркестан для России. СПб. : Типо-лит. Р. Голике, 1899. 19 с.
29. Тогаева А. З. Дорога Ташкент — Оренбург и ее место в социально-экономической жизни Туркестана : автореф. дис. … канд. ист. наук. Ташкент, 2010. 30 с.
30. Фортунатов В. В. Финансирование железнодорожного строительства в дореволюционной России: значение исторического опыта в контексте современных споров // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2013. №. 2. С. 222—226.
31. Фурсов В. Н., Тестов В. Н. Возведение и функционирование транскаспийской магистрали в 80-х — начале 90-х гг. XIX в. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. История. Политология. 2013. № 15 (158). С. 113—118.