Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 1(45). С. 244—259

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.881.161.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2023.45.16

Точка орфографическая, пунктуационная, предписная, нулевая (к вопросу расширенного изучения в школе небуквенных текстовых знаков русского письма)

Татьяна Александровна Острикова, доктор педагогических наук, профессор
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, t.a.ostrikova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9560-9385

Анна Геннадьевна Федулова, аспирант
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, bagfilolog@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4705-8221

Наталия Владимировна Кудряшова, кандидат педагогических наук
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, nataliya-15.72@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2681-2635

Аннотация

В статье обоснована необходимость расширенного изучения в общеобразовательной школе точки как небуквенного текстового знака. Выявлены правила самостоятельного функционирования точки в правописной функции (в основном пунктуационной, значительно реже — графико-орфографической) и предписной функции, включая значимое отсутствие точки в заголовочных комплексах. Правописная и предписная точки рассмотрены как элементы комплекса разнородных пунктуационных средств, используемых при оформлении рубрицированных перечней, библиографических списков и др. Актуализированы отдельные задания и упражнения, направленные на изучение дополнительных правил использования точки при вариантном (точечном и бесточечном) оформлении заголовков и графическом сокращении слов. На примере названий параграфов и текстов в учебниках для 4—5 классов актуализирована проблема конкуренции концевой и нулевой точки в рамках точечного и бесточечного способов оформления заголовочных комплексов.

Ключевые слова

Пунктуация русского языка, пунктограмма, точка как знак препинания, комплекс пунктуационных средств, пунктуационное правило, предписанное правило, библиографическая запись, упражнение, ГОСТ.

Для цитирования:

Острикова Т. А., Федулова А. Г., Кудряшова Н. В. Точка орфографическая, пунктуационная, предписная, нулевая (к вопросу расширенного изучения в школе небуквенных текстовых знаков русского письма) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 1 (45). С. 244—259. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/16_45_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.45.16.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Абакумов С. И. Методика пунктуации. М. : Учпедгиз, 1954. 119 c.
2. Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. Заметки о пунктуации // Русский язык в школе. 2008. № 7. С. 37—42.
3. Баранов М. Т. Методика пунктуации // Методика преподавания русского языка в школе : учеб. для студ. / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. М. : Академия, 2000. С. 187—226.
4. Бондаренко М. А. Оформление списка литературы к учебному проекту: приемы обучения // Русский язык в школе. 2021. № 1. С. 16—20.
5. Бондаренко М. А. Оформление списка литературы к учебному проекту: постановка проблемы // Русский язык в школе. 2020. № 6. С. 7—12.
6. Булохов В. Я. Нулевые орфограммы // Русский язык в школе. 2009. № 3. С. 39—42.
7. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. 4 класс : учеб. : в 2 ч. Ч. 1. 5-е изд., перераб. М. : Баласс : Школьный дом, 2013. 160 с.
8. Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Комиссарова Л. Ю., Текучева И. В. Русский язык : учеб. для 5 кл. : в 2 кн. Кн. 1 / науч. ред. А. А. Леонтьев. 3-е изд., испр. М. : Баласс, 2008. 192 с.
9. Валгина Н. С. Актуальные проблемы современной русской пунктуации : учеб. пос. М. : Высшая школа, 2004. 259 с.
10. Валгина Н. С. Русская пунктуация: принципы и назначение : пос. для учит. М. : Просвещение, 1979. 125 с.
11. Гац И. Ю. Культура печатного письма (заметки проверяющего на полях текста) // Русский язык в школе. 2016. № 11. С. 26—28.
12. ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила : издание официальное : Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 13 декабря 1994 г. № 308 межгосударственный стандарт ГОСТ 7.12-93 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1995 г. Минск, 2008. 12 с.
13. ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления : издание официальное : Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 октября 2000 г. № 253-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 7.80-2000 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2001 г. Минск, 2000. 8 с.
14. ГОСТ Р 7.0.100-2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 декабря 2018 г. № 1050-ст. М. : Стандартинформ, 2018. 124 с.
15. Григорян Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе : пос. М. : Педагогика, 1982. 121 с.
16. Друговейко-Волжанская С. В., Попов М. Б. Современное русское письмо: графика, орфография, пунктуация : в 3 кн. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. Кн. 1. Учебник. 397 с.; Кн. 2. Терминологический словарь. 196 с.; Кн. 3. Хрестоматия научных работ. 600 с.
17. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс : учеб. : в 2 ч. М. : Просвещение, 2013.
18. Карапетян Г. К., Шварцкопф Б. С. Пунктуация // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Советская энциклопедия, 1990. С. 406—407.
19. Карнаух Н. Л., Полякова М. Б. Правила оформления списка литературы в учебно-научных работах // Русский язык в школе. 2017. № 11. С. 58—64.
20. Ким И. Е. Современная русская пунктуация как знаковая система // Критика и семиотика. 2019. № 2. С. 302—318.
21. Колобова В. В. Корректура : учеб.-практ. пос. М. ; Ростов-на-Дону, 2006. 256 с.
22. Кудряшова Н. В. Терминологический минимум для студентов-бакалавров по теории пунктуации и методике ее изучения // Терминологическая подготовка студентов по методике преподавания русского языка (предметный и метапредметный аспекты) : УМК по дисциплине : учеб. пос. Абакан : ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2022. Ч. 2. С. 46—70.
23. Кудряшова Н. В., Острикова Т. А. Единые для школьников и студентов виды письменных работ по русскому языку и литературе: интонационный диктант фразово-предложенческий и текстовый (партитурный) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 1 (25). С. 214—226. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/20_25_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.25.20.
24. Купалова А. Ю., Еремеева А. П., Лидман-Орлова Г. К. [и др.]. Русский язык. Практика. 5 класс : учеб. М. : Дрофа, 2012. 270 с.
25. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. [и др.]. Русский язык. 5 класс : учеб. : в 2 ч. М. : Просвещение, 2012.
26. Лисицкая Л. Г., Свистельникова Д. А. Реализация преемственности в изучении пунктуации в начальной и основной школе // Современный взгляд на науку и образование : сб. статей / науч. ред. Н. А. Шайденко. М. : Перо, 2021. С. 30—42.
27. Лутовинова О. В. Интернет как новая «устно-письменная» система коммуникации // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 71. С. 58—65.
28. Острикова Т. А. Визуально-графическая подготовка учителя-словесника : практикум. Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2021. 124 с.
29. Острикова Т. А. Небуквенные графические знаки и их функции: лингвометодический аспект // Русский язык в школе. 2008. № 6. С. 34—38.
30. Правила русской орфографии и пунктуации / ред. Л. А. Чешко. М. : Учпедгиз, 1956. 176 с.
31. Правила русской орфографии и пунктуации: полный академический справочник / Н. С. Валгина, Н. А. Еськова, О. Е. Иванова, С. М. Кузьмина, В. В. Лопатин, Л. К. Чельцова ; ред. В. В. Лопатин. М. : Эксмо, 2006. 480 с.
32. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 25.11.2022).
33. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в ред. протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/cc97b4bae8197c99801f34b5bc9a1afd.pdf (дата обращения: 25.11.2022).
34. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 4 класс : учеб. : в 2 ч. Ч. 1. М. : Дрофа, 2013. 158 с.
35. Розенталь Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации. Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1994. 368 с.
36. Русский язык: 9 класс / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова [и др.]. 6-е изд. М. : Просвещение, 2018. 151 с.
37. Русский язык: Экспериментальные учебные материалы для средней школы. Ч. 4 / В. А. Ицкович, Е. Н. Ширяев, Л. Н. Булатова, И. С. Ильинская ; ред. И. С. Ильинская, М. В. Панов. М. : Педагогика, 1980. 240 с.
38. Справочная книга редактора и корректора: Редакционно-техническое оформление рукописи, вычитка, корректура / под общ. ред. А. Э. Мильчина. М. : Книга, 1974. 416 с.
39. Старцева Н. М. Система визуально-графических знаков как средство формирования пунктуационных навыков // Русский язык и литература: актуальные проблемы теории и практики преподавания : сб. материалов конф. (27 марта 2018 г.). Коломна : ГСГУ, 2018. С. 76—81.
40. Стурикова М. В., Кирпичикова М. Е. Пунктуация в текстах социальных сетей // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. 2014. № 3. С. 155—160.
41. Теоретические основы непрерывного изучения пунктуации в школе и вузе : курс лекций / сост. Н. В. Кудряшова. Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2015. 52 с.
42. Фигуровский И. А. Пунктуация связного текста // Русский язык в школе. 1970. № 1. С. 18—23.
43. Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация : учеб. для пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1966. 296 с.
44. Шварцкопф Б. С. Современная русская пунктуация: система и ее функционирование / отв. ред. Ю. Н. Караулов ; АН СССР, Ин-т рус. яз. М. : Наука, 1988. 192 с.
45. Шипилов М. Ю. Особенности употребления конечных знаков препинания в Интернете как отражение специфики неофициальной коммуникации // Оригинальные исследования. 2022. Т. 12, № 3. С. 221—230.
46. Ягодкина М. В. «Агрессивные точки» в современной интернет-коммуникации // Art Logos. 2021. № 3. С. 55—60.