Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 1(45). С. 260—276

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.881.161.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2023.45.17

О морально-нравственной ценности переводных китайских народных сказок как адаптированных фольклорных текстов для изложений по русскому языку

Алексей Викторович Упоров, аспирант
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, alexuporov1994@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-6220-6707

Аннотация

В статье в лингводидактических целях актуализирована проблема теоретико-практического осмысления морально-нравственного содержания переводных китайских фольклорных сказок как адаптированного текстового дидактического материала для изложений по русскому языку в общеобразовательной и профессиональной школе. Рассмотрено содержание понятий «нравственность» и «нравственное воспитание». Актуализирована роль переводных сказок народов Китая как источника нравственно значимого дидактического материала для изложений по русскому языку. Выявлены типичные сюжеты китайских сказок, отражающие нравственные представления. Выбраны фрагменты китайских сказок, иллюстрирующие типичные морально-нравственные ситуации. В этих фрагментах проанализированы языковые средства выражения морально-нравственного содержания. Делается вывод, что адаптированные переводчиками и редакторами китайские сказки на русском языке не уступают по качеству аутентичным русскоязычным материалам для изложений по русскому языку и могут использоваться в целях попутного морально-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной и профессиональной школы.

Ключевые слова

Фольклорный текст, аутентичный текст, переводной текст, адаптированный текст, русский язык в школе, текстовый дидактический материал, изложение, китайская народная сказка, мораль, нравственность.

Для цитирования:

Упоров А. В. О морально-нравственной ценности переводных китайских народных сказок как адаптированных фольклорных текстов для изложений по русскому языку // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 1 (45). С. 260—276. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/17_45_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.45.17.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Баженова И. В. Репродуктивный текст как средство диагностирования уровня языковой подготовки: психолингвистическое исследование : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2010. 23 с.
2. Бенин В. Л. Образование как фактор национальной безопасности // Социум и власть. 2011. № 1. С. 11—15.
3. Борисова Ю. С. Связный текст на уроках русского языка [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 27. С. 648—654. URL: https://moluch.ru/archive/131/36320/ (дата обращения: 10.05.2022).
4. Веретенникова С. В. Современное научное осмысление понятия «духовно-нравственное воспитание»: практический аспект // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 3. С. 107—125. DOI: 10.15293/1813-4718.2103.11.
5. Волшебный котел / сост. Ю. И. Горулько-Шестопалов. Киев : Станица-Киев, 2002. 170 с.
6. Гарбовский Н. К. Теория перевода : учебник для студ. высш. учеб. завед. по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация». М. : Изд-во Моск. ун-та, 2007. 544 с.
7. Дейкина А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М. : Просвещение, 1990. 176 с.
8. Дербенева Г. В. Духовно-нравственное воспитание студентов в процессе изучения дисциплины «Теоретические основы и технологии начального литературного образования» // VIII Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: осмысление свободы и ответственности молодежи : материалы Всерос. науч. конф. 5 апр. 2019 г. / отв. ред. О. Р. Каюмов. Омск : Амфора, 2019. С. 85—89.
9. Есикова М. М. Основы этики : учеб. пособие. Тамбов : ТГТУ, 2007. 80 с.
10. Иванова Е. С., Черникова Н. В. Русский фольклор как источник осмысления школьниками материальных и духовных ценностей национальной культуры (на примере понятий «яблоня» и «яблоко») // Наука и Образование. 2021. Т. 4, № 2.
11. Казаков Н. А., Кондратьева А. А., Тужилкина Е. А. Нравственное воспитание как процесс развития личности учащихся // Социальные отношения. 2020. № 1. С. 28—35.
12. Китайские народные сказки / пер. с кит., сост., предисл. и комментарий Б. Л. Рифтина. М. : Худож. литература, 1972. 334 с.
13. Кротов Е. В. Этическое воспитание как составляющая нравственной педагогики // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 198—203.
14. Лихачев Б. Т. Философия воспитания : учеб. пособие. М. : ВЛАДОС, 2010. 334 с.
15. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М. : Просвещение, 1988. 240 с.
16. Миллер Ц. Г., Розентретер Е. А. Сборник текстов для изложений с грамматическим заданием. М. : Просвещение, 1982. 208 с.
17. Моисеева С. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Педагогическая деятельность как творческий процесс : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Грозный, 28—29 окт. 2019 г.). Махачкала : АЛЕФ, 2019. С. 443—450.
18. Ожегов С. И. Словарь русского языка / ред. Н. Ю. Шведова. М. : Русский язык, 1990. 921 с.
19. Острикова Т. А. Дидактический материал как средство обучения // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Сер. Языкознание. Абакан, 2000. Вып. 1. С. 144—152.
20. Острикова Т. А., Упоров А. В. Критерии лингводидактического отбора книжных изданий переводных китайских народных сказок на русском языке // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2020. № 2. С. 131—147.
21. Острикова Т. А., Упоров А. В. Принципы и критерии отбора русских переводов китайской народной сказки как конкурирующих текстов для изложений по предмету «Русский язык» // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 2 (42). С. 268—286. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/21_42_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.42.21.
22. Палладиус. Перевод пиньиня в систему Палладия. URL: https://palladius.ru/ (дата обращения: 10.09.2022).
23. Плеханова Е. А. Механизмы формирования нравственности // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 4 (83). С. 60—67.
24. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс : в 2 кн. Кн. 2. М. : Владос, 2006. 256 с.
25. Рахимов А. З. Нравология : учеб. пос. Казань : Творчество, 2006. 546 с.
26. Самые лучшие китайские сказки / пер. с кит.: Ма Тяньюй, Н. Н. Воропаев. М. : АСТ, 2018. 128 с.
27. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. Минск : Современное слово, 2001. 928 с.
28. Соловцова И. А. Требования к содержанию духовно-нравственного воспитания: гуманитарный подход // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5, № 6. С. 727—733. DOI: 10.30853/ped200168.
29. Упоров А. В. Об опыте проведения в вузе аудированных мини-изложений по переводным китайским народным сказкам // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2020. № 4. С. 135—140.
30. Франк И. Китайские сказки. М. : АСТ : Восток-Запад, 2006. 172 с.
31. Чернякова Е. Е. Особенности современной сказкотерапии в моделировании нравственности дошкольников // Наукосфера. 2022. № 3-2. С. 118—121.
32. Шербаева Ж. Р. Сказки о животных как инструмент воспитания нравственности у детей младшего возраста // Этнодиалоги. 2021. № 3-4. С. 243—250. DOI: 10.37492/ЕТМ0.2021.66.4.014.
33. Щуркова Н. Е. Нравственное восхождение школьника // Начальная школа. 2015. № 9. С. 43—46.
34. 丁乃通. 中国民间故事类型索引. 北京: 民间文学出版社, 1986. 598 页. (Дин Найтун. Указатель сюжетов китайских народных сказок. Пекин : Миньцзянь Вэньсюэ, 1986. 598 с.). URL: https://bit.ly/3aHk6sy (дата обращения: 06.10.2022).