Интеграция технологии форсайт в образовательный процесс организации общего образования
Анатолий Тависович Фаритов, соискатель, учитель информатики
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, Россия; Гимназия № 1 имени В. И. Ленина, Ульяновск, Россия, anatolij-faritov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3073-8455
Аннотация
Технология оценки вариантов будущего (форсайт) является инструментом определения стратегических направлений исследований новых технологий, способствующих наибольшему социально-экономическому эффекту и интеграции образования и производства. В статье рассматривается авторский алгоритм интеграции технологии форсайт в образовательный процесс учреждения общего образования с целью формирования у обучающихся основ инженерной компетенции. Обосновывается необходимость развития партнерских отношений общего образования и представителей промышленных предприятий. Предложенный вариант взаимодействия социальных институтов может играть важную роль при решении проблемы развития кадрового потенциала страны, что мотивирует предприятия регионов к созданию и реализации проектов с привлечением обучающихся системы общего образования.
Ключевые слова
Технология форсайт, инженерная компетенция, основное общее образование.
Для цитирования:
Фаритов А. Т. Интеграция технологии форсайт в образовательный процесс организации общего образования // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 1 (45). С. 277—288. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/18_45_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.45.18.
1. Афанаскин Ю. А. Это модное слово «форсайт» // Эксперт-Сибирь. 2006. № 34 (130). URL: https://expert.ru/siberia/2006/34/tretyak/ (дата обращения: 26.10.2022).
2. Ахмедова Л. Т. Методика использования форсайт-технологии в учебно-воспитательном процессе вузов // ORIENSS. 2021. № 1. С. 6—10.
3. Вагнер И. В., Власова Ю. Ю. Эффективные механизмы привлечения школьников к научно-техническому творчеству // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 7-2 (26). С. 53—55.
4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы» // Научный диалог. 2016. № 11 (59). С. 387—398.
5. Каюмова Л. Р., Закирова В. Г., Власова В. К. Опыт использования форсайт-сессии в рискоориентированной подготовке педагога // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2019. № 2. С. 67—77. URL: http://e-koncept.ru/2019/191014.htm.
6. Книтель М. В., Ларионов П. А. Использование технологии «форсайт» в процессе обучения // Наука и перспективы. Электронный научный журнал. 2016. № 1. C. 11—14. URL: http://nip.esrae.ru/pdf/2016/1/32.pdf.
7. Медведева Т. Ю., Сизова О. А. Проектирование стратегических решений в развитии образовательной программы средствами применения форсайт-технологий // Государственный советник. 2018. № 4. С. 42—45.
8. Михайлова В. Е. Развитие инженерной компетенции в условиях дополнительного образования детей // Роль инноваций в трансформации современной науки : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. Уфа : НИЦ Аэтерна, 2016. С. 264—267.
9. Морамзина Л. А., Безрукова Н. П. Формирование элементов инженерной компетенции школьников в процессе реализации дополнительных образовательных программ по инженерной графике // Развитие детского технического творчества : метод. сб. Красноярск : Городской информационно-издательский центр, 2013. С. 4—16.
10. Переверзева А. А. Опыт использования имитационных технологий в образовательном процессе // Приволжский научный вестник. 2013. № 10 (26). С. 101—105.
11. Подворчан Ю. А. Формирование инженерных компетенций школьников на занятиях в компьютерном классе «Graff» // Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее : сб. науч. тр. V Междунар. конф. школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых. Томск : Изд-во ТПУ, 2016. Т. 3. С. 66—68.
12. Фаритов А. Т. Педагогическая модель формирования инженерной компетенции учащихся основного общего образования // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2021. Т. 10, № 1. С. 100—108.
13. Фурсова Я. С., Овчар Е. Г. Форсайт-технологии в профориентации дошкольников // Образование. Карьера. Общество. 2021. № 1 (68). С. 35—37.
14. Шмыгова И. С., Чекулева М. Е. Прикладные задачи как средство формирования инженерной компетенции школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : тез. докл. XLV Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2016. С. 49—57.
15. Эйдис И., Гудановска А., Халичка К., Кононюк А., Магрук А., Назарко Й., Назарко Л., Шпилько Д., Видельска У. Форсайт в секторе высшего образования: опыт Польши // Форсайт. 2019. T. 13, № 1. С. 77—89.
16. Якубовская Т. В. Современная форсайт-грамотность как инструмент командного развития // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 2. С. 45—55.
17. Gordon A. V., Rohrbeck R., Schwarz J. O., Escaping the ‘Faster Horses’ Trap: Bridging Strategic Foresight and Design-Based Innovation // Technology Innovation Management Review. 2019. Vol. 9, N 8. P. 30—42. DOI: 10.22215/timreview/1259.