Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 3(47). С. 302—321

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.881.161.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2023.47.19

Комплексные правописно-речевые работы с дискуссионным продолжением исходного текста (на примере китайской волшебной сказки «Зарок»)

 

Татьяна Александровна Острикова, доктор педагогических наук, профессор
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, t.a.ostrikova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9560-9385

Алексей Викторович Упоров, аспирант
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, alexuporov1994@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-6220-6707

Аннотация

В статье рассмотрена методика выполнения комплексных правописно-речевых работ по учебному предмету «Русский язык», в частности диктантов и изложений с дискуссионным продолжением исходного текста. Актуализированы своеобразие, объем и тематика дискуссионных высказываний по исходным текстам. В качестве текстового дидактического материала рассматривается адаптированный русскоязычный перевод китайской народной сказки «Зарок». Современное прочтение этого старинного фольклорного произведения предполагает дискуссионную интерпретацию его содержания и основной мысли. Выход обучающих и обучаемых за рамки традиционной трактовки сказочных персонажей как положительных или отрицательных является условием создания новых высказываний дискуссионного характера. Их вариантность обусловлена жанром мини-сочинения как новой концовки сказки, продолжающей ее текст, и как сочинения-рассуждения малой формы.

Ключевые слова

Русский язык, дискуссионная тема, комплексная письменная работа, свободный диктант, диктант с продолжением, изложение с продолжением, мини-сочинение, основная мысль, интерпретация исходного текста, переводная китайская сказка.

Для цитирования:

Острикова Т. А., Упоров А. В. Комплексные правописно-речевые работы с дискуссионным продолжением исходного текста (на примере китайской волшебной сказки «Зарок») // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 3 (47). С. 218—234. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/19_47_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.47.19.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Алексеева О. В. Виды анализа текста на уроке русского языка: к проблеме совершенствования филологической подготовки школьников // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. Т. 293, № 4. С. 200—204. DOI: 10.47438/2309-7078_2021_4_200.
2. Асоцкая-Вежба Ю. Новый способ индивидуализации преподавания, основанный на концепции множественных интеллектов и «точек доступа» // Русский язык за рубежом. 2013. № 6. С. 34—37.
3. Афанасьев П. О. Методика родного языка в трудовой школе. 3-е изд. Л., 1924. 247 с.
4. Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А. Аутентичные сказки как средство формирования умений диалогической речи у будущих учителей иностранного языка // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 5 (171). С. 29—48. DOI: 10.25588/CSPU.2022.171.5.002.
5. Баринова Е. А. Изложение как средство перехода к сочинению // Из опыта работы по русскому языку в восьмилетней школе : пос. (сб. ст.). М. : Просвещение, 1974. С. 207—213.
6. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе : пособие для учит. М. : Просвещение, 1999. 159 с.
7. Богданова Е. С. Система обучения текстовой деятельности на уроках русского языка в старших классах средней школы: интегративный подход : дис. … д-ра пед. наук. М., 2021. 518 с.
8. Бондаренко С. М. Изложения с продолжением // Русский язык в школе. 2003. № 6. С. 31—38.
9. Булохов В. Я. Цели обучения и формы контроля их выполнения в области связной письменной речи школьников // Язык, культура, коммуникация: аспекты взаимодействия : науч.-метод. бюллетень / отв. ред. И. В. Пекарская. Абакан : ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2005. Вып. 2. С. 255—266.
10. Данилов В. В. Методика русского языка. Применительно к преподаванию в высших начальных училищах, вторых классах двухклассных училищ, а также в младших классах средних учебных заведений. 2-е изд., перераб. Пг. : Сотрудник, 1917. 204 с.
11. Дейкина А. Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка : пособие. М. : Флинта : Наука, 1998. 144 с.
12. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М., Рыбченкова Л. М. Изложение с элементами сочинения — аттестационная форма контроля // Русский язык в школе. 1996. № 6. С. 103—110.
13. Ивченков П. Ф. Обучающие изложения: 5—9 классы. М. : Просвещение, 1995. 223 с.
14. Изложения в 5—8 классах / И. И. Кулибаба, Н. С. Березовский, Л. А. Бобровская, М. М. Стракевич. М. : Учпедгиз, 1963. 280 с.
15. Ильин Е. Н. Рождение урока. М. : Педагогика, 1986. 176 с.
16. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5—7 классы. 2-е изд. М. : Линка-Пресс, 1994. 196 с.
17. Китайские народные сказки / пер. с кит., сост., предисл. и коммент. Б. Л. Рифтина. М. : Худож. литература, 1972. 334 с.
18. Кулаева Г. М. Пишем диктанты с продолжением // Русский язык в школе. 2008. № 5. С. 22—26.
19. Ладыженская Т. А. Такие разные диктанты. 5—9 классы : пособие для учит. М. : Ювента, 2007. 110 с.
20. Ладыженская Т. А. Диктант с продолжением // Русский язык в школе. 1978. № 5. С. 40—46.
21. Лескова Н. Е. Текстоцентрический подход на уроках русского языка как один из ведущих методов работы с учащимися // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей : материалы II Междунар. электрон. научно-практ. конф. (18—20 октября 2021 г.). Донецк : ДРИДПО, 2021. С. 265—269.
22. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников : учеб. пособие. М. : Просвещение, 1985. 176 с.
23. Малаховский В. А. Очерки по методике русского языка. М. ; Л. : Долой неграмотность, 1927. 263 с.
24. Малинин В. А., Повшедная Ф. В., Пугачев А. В. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 1. C. 2—6. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-2.
25. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. М. : Просвещение, 1984. 127 с.
26. Московкина Р. А. Свободный диктант с грамматическим заданием // Русский язык в школе. 1980. № 1. С. 36—39.
27. Мудрое слово : сб. хакасских народных пословиц, поговорок и загадок. На русском и хакасском языках / сост. У. Н. Кирбижекова ; пер. с хакас. Я. А. Козловского. Абакан : Хакасское отд. Красноярского кн. изд-ва, 1976. 127 с.
28. Мяо Цзяньчжун. Образовательная и воспитательная функции книжной иллюстрации сказок для детей в современном Китае // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2022. № VI-2 (62). С. 27—35.
29. Нечаева В. М. Обучение письменной речи // Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / сост. Л. В. Московкин, А. Н. Щукин. М. : Русский язык. Курсы, 2010. С. 345—347.
30. Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. 9 класс : учеб. М. : Просвещение, 2021. 336 с.
31. Острикова Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: История, теория и практика диктанта : учеб. пособие. Абакан : ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2016. 176 с.
32. Потебня А. А. Мысль и язык. 3-е изд., доп. Харьков : Мирный труд, 1913. 225 с.
33. Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста : пособие для учит. Л. : Просвещение, 1968. 191 с.
34. Пленкин Н. А. Уроки развития речи: 5—9 классы. М. : Просвещение, 1995. 224 с.
35. Свободные диктанты : пособие для учит. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, П. Ф. Ивченков, Т. В. Напольнова, Ю. И. Равенский. М. : Просвещение, 1967. 280 с.
36. Ульченко З. Ф. Диктанты с изменением текста : пособие для учит. М. : Просвещение, 1982. 144 с.
37. Упоров А. В. О морально-нравственной ценности переводных китайских народных сказок как адаптированных фольклорных текстов для изложений по русскому языку // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 1 (45). С. 260—276. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/17_45_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303- 9922.2023.45.17.
38. Флеров В. А. Свободная диктовка. Опыт новой постановки письменных работ в школе. Берлин : Госиздат РСФСР, 1921. 96 с.
39. Францман Е. К. Изложения с элементами сочинения: 5—9 классы. М. : Просвещение, 1998. 143 с.
40. Чудинова И. С. История отечественной методики преподавания русского языка (тридцатые годы XX века) : учеб. пособие для студентов отд-ния фак. рус. яз. и лит. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2006. 149 с.
41. Шипицина Г. И. Изложения и сочинения с заданиями и ответами. М. : Просвещение, 1997. 256 с.
42. Шклярова Т. В., Трунцева Т. Н. Сборник текстов для изложений с заданиями: 9—11 классы. М. : Грамотей, 2008. 112 с.
43. Щирова И. А., Гончарова Е. А. Многомерность текста: понимание и интерпретация : учеб. пособие. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. 438 с.
44. Энциклопедия мысли. Сборник мыслей, изречений, афоризмов. М. : Терра : Книжная лавка — ИТР, 1996. 496 с.