Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 2(46). С. 277—295

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.882

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2023.46.20

Способы интегрирования киноэкранизации в учебный процесс: анализ методического аппарата учебно-методических комплексов по литературе для 5 класса

 

Лариса Анатольевна Мингалева, старший преподаватель, аспирант
Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко, Глазов, Россия, l.mingaleva@bk.ru, https://orcid.org/0000-0001-9495-4865

Аннотация

В статье представлен анализ учебно-методических комплексов по литературе для 5 класса А. Н. Архангельского и Т. Ю. Смирновой, Г. С. Меркина, И. Н. Сухих, В. Ф. Чертова, а также пособия для учителей «Уроки литературы в 5 классе» Н. В. Беляевой к УМК под редакцией В. Я. Коровиной. Дана оценка способов интегрирования киноэкранизации в учебный процесс с целью активизации читательской деятельности младших подростков. В процессе анализа установлено, что авторы представленных УМК рассматривают урок литературы в пространстве современной коммуникации, поэтому моделируют образовательную среду учебника как мотивационную среду, которая позволяет расширить круг чтения пятиклассников средствами экранной культуры. Выявлен методический потенциал учебных заданий, способствующий установлению когнитивного и эмоционального контакта читателя-школьника с художественным произведением при помощи киноэкранизаций. Сформулированы выводы, отражающие подходы авторов УМК к вовлечению пятиклассников в диалог с художественным произведением и его медиаинтерпретацией.

Ключевые слова

Методика обучения литературе, мотивация к чтению, младший подросток, образовательная среда учебника, мотивационная среда, медиасредства, коммуникация, интерактивность, киноэкранизация.

Для цитирования:

Мингалева Л. А. Способы интегрирования киноэкранизации в учебный процесс: анализ методического аппарата учебно-методических комплексов по литературе для 5 класса // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 2 (46). С. 277—295. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/20_46_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.46.20.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Архангельский А. Н., Смирнова Т. Ю. Литература: 5 класс : в 2 ч. / под ред. А. Н. Архангельского. Ч. 1 : учеб. пособие. М. : Дрофа, 2017. 319 с.
2. Архангельский А. Н., Смирнова Т. Ю. Литература: 5 класс : в 2 ч. / под ред. А. Н. Архангельского. Ч. 2 : учеб. пособие. М. : Дрофа, 2017. 319 с.
3. Архангельский А. Н., Новикова А. А. Трансмедийный поворот в стратегиях обучения // Вопросы образования  =  Educational Studies. Moscow, 2021. № 2. С. 63—81. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-2-63-81.
4. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб. : СОЮЗ, 2002. 271 с.
5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М. : Художественная литература, 1975. 446 с.
6. Беляева Н. В. Информатизация школьного литературного образования. М. : Ин-т стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. 109 с.
7. Беляева Н. В. Содержание литературного образования в контексте электронной информационно-образовательной среды // Методика обучения литературе в школе : учеб. для студ. филол. ф-тов пед. вузов : в 2 кн. / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Н. М. Свириной. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. Кн. 2. С. 72—75.
8. Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 3-е изд. М. : Просвещение, 2016. 252 с.
9. Беньковская Т. Е. Поколение Z в контексте современного литературного образования // Художественный текст: проблемы чтения и понимания в современном обществе : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Стерлитамак, 25—26 окт. 2018 г. / под ред. Э. А. Радь. Стерлитамак : Стерлитамакский филиал Башкирского гос. ун-та, 2018. С. 4—8.
10. Борусяк Л. Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное. М. : Совпадение, 2016. 200 с.
11. Выготский Л. С. Психология искусства. СПб. : Азбука, 2000. 416 с.
12. Галактионова Т. Г. Приобщение к чтению. Ресурс внеурочной деятельности // «Чтение +»: подготовка педагогов и библиотекарей к реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» : учеб. пособие / сост. и науч. ред. Т. Г. Галактионова. М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2018. С. 30—35.
13. Галицких Е. О. Чтение: интерактивность, метакомпетентность, коммуникативность, рефлексия // «Чтение +» : подготовка педагогов и библиотекарей к реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» : учеб. пособие / сост. и науч. ред. Т. Г. Галактионова. М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2018. С. 50—57.
14. Комиссарова Е. В. Интерактивные ресурсы электронной формы учебника Г. С. Меркина «Литература» для 5 класса общеобразовательных организаций : метод. пособие. М. : Русское слово — учебник, 2016. 64 с. (Инновационная школа).
15. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения : [сб.] / под ред. Д. А. Леонтьева, А. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2009. 422 с.
16. Литература : учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений: основное общее образование : в 2 ч. Ч. 2 / Т. В. Рыжкова, М. С. Костюхина, Г. Л. Вирина [и др.] ; под ред. И. Н. Сухих. 3-е изд. М. : Издат. центр «Академия», 2013. 272 с.
17. Литература 5 (Архангельский А. Н.). Детство человечества: что такое миф. Боги и герои. Видеоурок. URL: https://www.youtube.com/watch?v=A4zqHu2zQnU&list=PLp1o4TiOetLxAsdwMXkQpgtvWEFigCvMl&index=1 (дата обращения: 05.02.2023).
18. Литература 5 (Архангельский А. Н.). «Большие» жанры. Сказка. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Видеоурок. URL: https://www.youtube.com/watch?v=MfogmBlSSXY&list=PLp1o4TiOetLxAsdwMXkQpgtvWEFigCvMl&index=8 (дата обращения: 05.02.2023).
19. Литература 5 (Архангельский А. Н.). Священные книги человечества и литература. Видеоурок. URL: https://www.youtube.com/watch?v=m6pqIYNiBrU&list=PLp1o4TiOetLxAsdwMXkQpgtvWEFigCvMl&index=10 (дата обращения: 05.02.2023).
20. Литература 5 (Архангельский А. Н.). Игрушки в жизни и книгах. Толстой, Короленко. Видеоурок. URL: https://www.youtube.com/watch?v=m8NVwVBrvfI&list=PLp1o4TiOetLxAsdwMXkQpgtvWEFigCvMl&index=8&t=410s (дата обращения: 05.02.2023).
21. Литература 5 (Архангельский А. Н.). Изучаем теорию литературы. Что такое экранизация произведения. Видеоурок. URL: https://www.youtube.com/watch?v=EeJLVeibG64&list=PLp1o4TiOetLxAsdwMXkQpgtvWEFigCvMl&index=9 (дата обращения: 05.02.2023).
22. Литература 5 (Архангельский А. Н.). Спецкурс: Фольклор. Встреча вторая. Колыбельные песни // Изучаем теорию литературы: ритм, стопа, стих, рифма. Видеоурок. URL: https://www.youtube.com/watch?v=4VQI8QwEygA&list=PLp1o4TiOetLxAsdwMXkQpgtvWEFigCvMl&index=4&t=6s (дата обращения: 05.02.2023).
23. Лотман Ю. Диалог с экраном / Ю. Лотман, Ю. Цивьян. Таллинн : Александра, 1994. 117 с.
24. Романичева Е. С. Чтение художественной литературы // Чтение. Энциклопедический словарь / под ред. чл.-кор. РАО Ю. П. Мелентьевой. М. : НИЦ «Наука» РАН, 2021. 438 с.
25. Рыжкова Т. В. Методические рекомендации и тематическое планирование по литературе для 5 класса : метод. пособие. М. : Издат. центр «Академия», 2014. 144 с.
26. Сухих И. Н. Теория литературы. Практическая поэтика : учеб. СПб. : СПбГУ, 2014. 349 c.
27. Уроки литературы. 5 класс : пособие для учит. общеобразоват. организаций / В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова ; под ред. В. Ф. Чертова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2014. 159 с. (Академический школьный учебник).