Альтернативные варианты школьных планов и образцов элементарного словообразовательного разбора
Лариса Михайловна Чучва, аспирант
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, mymixam@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6723-3878
Татьяна Александровна Острикова,доктор педагогических наук, профессор
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, t.a.ostrikova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9560-9385
Аннотация
В статье актуализирована проблема избыточной вариантности планов и образцов элементарного словообразовательного разбора, обусловленной отсутствием типового плана и соответствующих ему альтернативных вариантов планов и образцов. Дан позитивно-критический анализ всех планов и образцов, безальтернативно представленных в учебниках по русскому языку для 5—6 классов общеобразовательной школы 1974—2022 гг. Выявлены основные и дополнительные варианты письменного разбора как способы краткой вербально-графической фиксации его результатов. Составлен однотипно структурированный (введение, основная часть, вывод) и терминологически упрощенный типовой план элементарного словообразовательного разбора — в номинативном и процедурном вариантах. В этот план включен новый пункт — составление словообразовательной пары и выявление состава сравниваемых слов. Для конкретизации типового плана разработаны альтернативные планы, отражающие специфику словообразовательного разбора простых и сложных производных слов, образованных от одного и более слов. Предложены соответствующие образцы полного и краткого словообразовательного разбора в устной и письменной формах.
Ключевые слова
Русский язык, словообразование, словообразовательный анализ (разбор), план разбора, образец разбора, учебник, УМК.
Для цитирования:
Чучва Л. М., Острикова Т. А. Альтернативные варианты школьных планов и образцов элементарного словообразовательного разбора // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 2 (46). С. 296—319. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/21_46_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.46.21.
1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5—9 : учеб. 10-е изд., стер. М. : Просвещение, 2021. 318 с.
2. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы : учеб. для общеобр. учреждений. М. : Дрофа, 2007. 330 с.
3. Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. М. : Просвещение, 1997. 350 с.
4. Бондаренко М. А. Приемы организации учебной деятельности при изучении сложных слов // Русский язык в школе. 2015. № 5. С. 21—28.
5. Бондаренко М. А. Причины ошибок учащихся при словообразовательном разборе // Русский язык в школе. 2011. № 1. С. 16—20.
6. Козинец С. Б. Проблемные зоны в школьных учебниках по русскому языку // Проблемы филологического образования : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Черемисиновой. Саратов : Саратовский источник, 2019. Вып. 11. С. 3—7.
7. Козлова М. М. Элементарный словообразовательный анализ на уроках русского языка как основа обучения морфемике учащихся начальной и средней школы // Инновации в науке. 2012. № 14-2. С. 23—32.
8. Корнеева Т. А. Особенности научной терминологии при изучении словообразования и морфемики в школе // Вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации в контексте современных исследований : сб. науч. ст. / отв. ред. Н. В. Кормилина [и др.]. Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. С. 267—271.
9. Кувшинникова О. А. Принципы грамматического анализа языкового материала в рамках дисциплины «Словообразование и морфология современного русского языка» : учеб. пособие. Усть-Каменогорск : Изд-во «Берел» ВКГУ им. С. Аманжолова, 2020. 112 с.
10. Львова С. И. Функционально-семантический подход к обучению морфемике и словообразованию в школьном курсе русского языка : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1993. 41 c.
11. Маркова Л. Л. Роль ознакомления учащихся IV—V классов со словообразовательным значением для обогащения их словарного запаса : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1980. 18 с.
12. Мережко Е. Г. Словообразовательный анализ в системе обучения русскому языку младших школьников : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1996. 18 с.
13. Острикова Т. А. О системе морфемно-словообразовательных знаков // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Сер. 5 : Литературоведение. Языкознание. Абакан, 1998. Вып. 5. С. 93—98.
14. Острикова Т. А. Обучение учащихся 4—6 классов морфемному и словообразовательному разборам на основе различения производных и непроизводных слов : дис. … канд. пед. наук. М., 1985. 198 с.
15. Острикова Т. А., Чучва Л. М. Способы толкования лексического значения производных слов как объекта словообразовательного разбора в школе // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 3 (43). С. 218—236. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/18_43_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.43.18.
16. Пихурова А. А. Словообразовательное значение в УМК по современному русскому языку // Русский язык в школе. 2018. № 2. С. 23—27.
17. Потиха З. А. Лингвистические основы изучения русского словообразования в средней школе : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Л., 1972. 44 с.
18. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность». URL: http://publication.pravo.gov.ru /Document/View/0001202009140015.
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211010045.
20. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103020043.
21. Примерная рабочая программа основного общего образования «Русский язык» (для 5—9 классов образоват. организаций). М. : М-во просвещения РФ : Ин-т стратегии развития образования РАО, 2021. 128 с.
22. Русский язык : 6 класс : учеб. для общеобр. организаций : в 2 ч. Ч. 2 / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Н. В. Ладыженская, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. 5-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2021. 191 с.
23. Русский язык : Практика : сб. задач и упр. : учеб. пос. для 5-го кл. общеобр. учеб. заведений / сост. А. Ю. Купалова ; науч. ред. В. В. Бабайцева. М. : Просвещение, 1999. 255 с.
24. Русский язык : учеб. для 5—6 классов / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Т. А. Ладыженская [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. М. : Просвещение, 1980. 368 с.
25. Русский язык : учеб. для 5-го кл. общеобр. организаций : в 2 ч. Ч. 2 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева [и др.] ; ред. Е. А. Быстрова. М. : Русское слово, 2021. 295 с.
26. Русский язык : учеб. для 6 кл. общеобр. организаций : в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева [и др.] ; ред. Е. А. Быстрова. М. : Русское слово, 2021. 271 с.
27. Русский язык : учеб. для 6 кл. ср. школы / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская [и др.]. М. : Просвещение, 1999. 222 с.
28. Русский язык : учеб. для 6 кл. ср. школы / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская [и др.]. 22-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2000. 239 с.
29. Русский язык : учеб. для 6 кл. ср. школы : в 2 ч. Ч. 1 / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская [и др.]. М. : Просвещение, 2018. 191 с.
30. Русский язык : учеб. пос. для 5—6 классов / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. М. : Просвещение, 1974. 175 с.
31. Русский язык. 6 класс : учеб. для общеобр. организаций : в 2 ч. Ч. 1 / Д. Н. Чердаков, А. И. Дунев, В. Е. Пугач [и др.] ; под общ. ред. Л. А. Вербицкой. М. ; СПб. : Просвещение, 2019. 174 с.
32. Русский язык. 6 класс : учеб. для общеобр. организаций : в 2 ч. Ч. 1 / А. Д. Шмелев, Э. А. Флоренская, Л. О. Савчук, Е. Я. Шмелева ; ред. А. Д. Шмелев. 3-е изд., пересмотр. М. : Вентана-Граф, 2019. 284 с.
33. Русский язык. Практика. 6 класс : учеб. для общеобр. учреждений / Г. К. Лидман-Орлова [и др.] ; под ред. Г. К. Лидман-Орловой. М. : Дрофа, 2014. 318 с.
34. Русский язык. Практика. 5 класс : учеб. / А. Ю. Купалова [и др.] ; под ред. А. Ю. Купаловой. М. : Дрофа, 2018. 270 с.
35. Русский язык: 5 класс : учеб. : в 2 ч. Ч. 1 / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.]. М. : Дрофа, 2020. 141 с.
36. Русский язык: 6 класс : учеб. : в 2 ч. Ч. 1 / А. Д. Дейкина, Т. П. Малявина, О. Н. Левушкина [и др.]. М. : Просвещение, 2021. 192 с.
37. Русский язык: 6 класс : учеб. для общеобр. организаций : в 2 ч. Ч. 1 / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Н. В. Ладыженская, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. 5-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2021. 191 с.
38. Русский язык: 6 класс : учеб. для общеобр. организаций : в 2 ч. Ч. 1 / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова [и др.]. М. : Просвещение, 2021. 175 с.
39. Рябова О. В. Словообразовательный анализ как средство усвоения младшими школьниками лексического значения слова (3—4 классы) : автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2001. 21 с.
40. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М. : АЙРИС-пресс, 2021. 576 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М. : Мин-во просвещения РФ, 2021. 126 с. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/
42. Федоренко Л. П. Принципы и методы обучения русскому языку. М. : Просвещение, 1964. 255 с.
43. Хоменко Е. В. Анализ школьных учебников с точки зрения реализации преемственности в словообразовательной работе // Проблемы современного педагогического образования. 2014. № 43-2. С. 243—252.
44. Чудаева Н. Л. Непрерывное изучение морфемики и словообразования в средней школе и колледже : автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2015. 22 с.
45. Чучва Л. М. Группы и виды словообразовательных упражнений для обучения школьников словообразовательному разбору производных слов // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2020. № 4. С. 141—150.
46. Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии. М. : Учпедгиз, 1959. 245 с.
47. Шацкая М. Ф. Проблемы словообразовательного анализа в курсе русского языка // Русский язык в школе. 2015. № 5. С. 4—10.
48. Шумарин С. И. Вопросы морфемики и словообразования в школьных учебниках русского языка нового поколения // Проблемы филологического образования : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Черемисиновой. Саратов : Саратовский источник, 2019. Вып. 11. С. 7—15.