Пряслица в составе погребальных комплексов Варнинского могильника поломской культуры
Татьяна Михайловна Сабирова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела исторических исследований
Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук, Ижевск, Россия, lemelon@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-6452-4864
Аннотация
Статья посвящена комплексному анализу пряслиц, найденных в погребениях Варнинского могильника конца V — X в. Рассмотрены особенности их расположения в захоронениях, разработана типология пряслиц, проведен планиграфический анализ погребений. Пряслица были найдены преимущественно в богатых женских захоронениях (24 случая из почти 700 погребений Варнинского могильника). Чаще всего их помещали в состав подарочных даров или подвешивали к поясу. Все находки на основании анализа сопутствующего материала датированы поздней мыдланьшайской стадией поломской археологической культуры (последняя четверть VIII — IX в.). Установлено, что пряслица в погребальном обряде не служили профессиональным маркером, а имели культовое назначение, отмечая собой захоронения особо важных для коллектива женщин, что подтверждается и богатством этих погребальных комплексов.
Ключевые слова
Варнинский могильник, погребальный обряд, поломская культура, бассейн р. Чепцы, пряслица, средневековье.
Для цитирования:
Сабирова Т. М. Пряслица в составе погребальных комплексов Варнинского могильника поломской культуры // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 4 (48). С. 182—191. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/10_48_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.48.10.
1. Абдулаев А. М. Орудия труда в погребениях Паласа-Сыртского курганного могильника IV—V вв. // Вестник института истории, археологии и этнографии. 2013. № 2 (34). С. 119—126.
2. Генинг В. Ф. Древнеудмуртский могильник Мыдланьшай // Вопросы археологии Урала. Свердловск, 1962. Вып. 3. С. 5—112.
3. Голдина Р. Д. О датировке поломской культуры // Древности Прикамья эпохи железа (VI в. до н.э. — XV в. н. э.): хронологическая атрибуция : сб. статей. Ижевск : Удмуртский гос. ун-т, 2012. С. 227—235. (Материалы и исследования Камско-Вятской археологической экспедиции. Т. 25).
4. Голдина Р. Д., Колобова Т. А., Казанцева О. А., Митряков А. Е., Шаталов В. А. Тарасовское святилище раннего железного века в Среднем Прикамье. Ижевск : Удмуртский гос. ун-т, 2013. 184 с. (Материалы и исследования Камско-Вятской археологической экспедиции. Т. 26).
5. Головченко Н. Н. «В их руках соединились пряслице и нож», или Некоторые вопросы культовой интерпретации пряслиц населения Верхнего Приобья эпохи раннего железа // Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 3 (41). С. 100—105. DOI: 10.17223/19988613/41/14.
6. Иванов А. Г. Этнокультурные и экономические связи населения бассейна р. Чепцы в эпоху средневековья: конец V — первая половина XIII в. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 1997. 309 с.
7. Иванов А. Г., Иванова М. Г., Останина Т. И., Шутова Н. И. Археологическая карта северных районов Удмуртии. Ижевск : Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2004. 276 с.
8. Иванова М. Г. Иднакар: древнеудмуртское городище IX—XIII вв. Ижевск : Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1998. 294 с.
9. Иванова М. Г. Хозяйство северных удмуртов в конце IX — начале XIII в. н. э. // Северные удмурты в начале II тысячелетия н. э. Ижевск : НИИ при совете министров Удмуртской АССР, 1979. С. 6—68.
10. Котов В. Г. Семантика пряслиц кара-абызской культуры раннего железного века Приуралья // Уфимский археологический вестник. 2010. № 10. С. 36—55.
11. Останина Т. И. Население Среднего Прикамья в III—V вв. Ижевск : Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1997. 327 с.
12. Подосенова Ю. А., Данич А. В. Височные украшения Баяновского могильника ломоватовской археологической культуры // Археология Евразийских степей. 2019. № 6. С. 61—78. DOI: 10.24411/2587-6112-2019-00080.
13. Розенфельд Р. Л. О производстве и датировке овручских пряслиц // Советская археология. 1964. № 4. С. 220—224.
14. Руденко К. А. История археологического изучения Волжской Булгарии (X — начало XIII в.). Казань : Республиканский центр мониторинга качества образования, 2014. 767 с.
15. Сабирова Т. М. Археологические исследования Варнинского могильника 2021 г. (предварительные данные) // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. 2022. № 1 (12). С. 50—56. DOI: 10.15350/26191490.2022.1.5.
16. Семенов В. А. Варнинский могильник // Новый памятник поломской культуры. Ижевск : НИИ при совете министров Удмуртской АССР, 1980. С. 5—135.
17. Сериков Ю. Б. К вопросу о сакральном и функциональном назначении так называемых пряслиц // Археология Урала и Западной Сибири. Екатеринбург : УрГУ, 2005. С. 93—101.
18. Черлояков И. Г. Пряслица: история и назначение // Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты. Омск : Издатель-Полиграфист, 2018. С. 189—190.
19. Черных Е. М. Пряслица Зуевоключевского I городища в Нижнем Прикамье // Археология Евразийских степей. 2021. № 2. С. 62—81. DOI: 10.24411/2587-6112-2021-10013.
20. Черных Е. М., Перевозчикова С. А., Калугина Д. А., Бернц В. А. Раскопки Балезинского могильника на севере Удмуртии // Археологические открытия в Удмуртии — 2021. Ижевск : [Б. и.], 2022. С. 25—26.