Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 4(48). С. 365—380

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.881.161.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2023.48.17

Система работы по формированию читательской грамотности младших школьников

 

Ирина Олеговна Титова, учитель начальных классов, соискатель
Гимназия № 2, Рязань, Россия, i.titova01@mail.ru, https://orcid.org/0009-0005-4055-9399
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань, Россия

Аннотация

Статья посвящена вопросу формирования читательской грамотности в начальной школе. В ходе исследования были рассмотрены проблемы формирования читательской грамотности (отсутствие интереса к чтению, недостаточный контроль со стороны учителей), названы основные затруднения младших школьников при работе с текстом (неспособность к прогнозированию содержания по заглавию текста и иллюстрации, отбору и систематизации информации, построению высказывания на основе прочитанного, в том числе при выражении оценочных суждений; невладение способами оценки структуры текста, объяснения незнакомых слов и выражений и др.) и предложены возможные пути их устранения. С этой целью проводились наблюдения за работой обучающихся на уроках и во внеурочное время, анализ научно-методического опыта, в результате которого были определены причины трудностей обучения младших школьников осознанной работе с текстом (стихийная, бессистемная работа над текстом, отсутствие письменных заданий и др.). В ходе исследования разработана система формирования читательской грамотности младших школьников (этапы вызова интереса к чтению, систематического чтения, работы с прочитанными текстами), предложена типология упражнений (прогнозирование текстового развертывания; извлечение, отбор, сопоставление, обобщение, переформатирование текстовой информации, построение высказывания на основе прочитанного текста, первичный анализ текста, смысловое чтение, классификация текстов, творческие задания). Предложенные упражнения основаны на разных видах деятельности (коллективная работа с книгой, отбор и систематизация материала, составление графиков, таблиц и схем, рисование, участие в читательских конференциях, ведение дневника чтения, графика читательского роста, статистики чтения). Анализ полученных экспериментальных данных проводился по специально разработанным критериям оценивания диагностических работ (полнота ответа, отражающего процесс мыслительной деятельности ученика; способность определить цели и результат чтения; правильное указание ключевых слов). Представленная система формирования читательской грамотности предполагает работу со специально отобранными текстами, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся, содержат изученные языковые явления и побуждают к ответу автору.

Ключевые слова

Чтение, читательская грамотность, младший школьник, система формирования читательской грамотности, упражнения к тексту.

Для цитирования:

Титова И. О. Система работы по формированию читательской грамотности младших школьников // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 4 (48). С. 365—380. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/17_48_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.48.17.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Богданова Е. С. Критерии отбора художественных текстов для формирования умений текстовой деятельности старших школьников на уроках русского языка // Человеческий капитал. 2016. № 3 (87). С. 58—59.
2. Богданова Е. С. Свойства художественного текста как основа методики обучения старших школьников текстовой деятельности. Рязань : Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2016. 268 с.
3. Богданова Е. С. Система обучения текстовой деятельности на уроках русского языка в старших классах средней школы: интегративный подход : дис. … д-ра пед. наук. М., 2021. 518 с.
4. Богданова Е. С. Текстовоспринимающая деятельность: интеграция знаний // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 3 (12). С. 44—47.
5. Борисенко Н. А. Функциональная нагрузка текстовых заданий в учебниках русского языка // Русская словесность. 2015. № 6. С. 53—58.
6. Брякова И. Е. Стратегия формирования читательской грамотности школьников на основе работы с литературными и информационными текстами // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 1 (41). С. 210—225. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/18_41_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.41.18.
7. Десяева Н. Д. Пропедевтика текстовых ошибок младших школьников на уроках русского языка // Начальная школа. 2020. № 9. С. 24—26.
8. Дощинский Р. А., Абрамовская Л. Н., Крайник О. М., Соловьева Т. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 года по русскому языку / [Федеральный институт педагогических измерений]. М., 2023. URL: https://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2023/ru_mr_2023.pdf (дата обращения: 09.09.2023).
9.  Живая библиотека : [официальный сайт]. URL: https://www.livelib.ru/ (дата обращения: 29.06.2023).
10. Ипполитова Н. А. Текст в системе изучения русского языка в школе : материалы к спецкурсу. М. : [Б. и.], 1992. 125 с.
11. Как учить работать с книгой / Г. Г. Граник [и др.]. М. : Мой учебник, 2007. 256 с.
12. Колесова О. В., Гуцу Е. Г., Деменева Н. Н., Кочетова Е. В., Маясова Т. В. Исследование читательской грамотности младших школьников на современном этапе развития образования // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 240—254. URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2020/05/pdf_200219.pdf. DOI: 10.32744/pse.2020.2.19.
13. Кореневский Е. И. Объяснительное чтение в русской начальной школе (1860—1917). М. : Изд-во АПН РСФСР, 1950. 204 с. (Известия АПН РСФСР. Вып. 27).
14. Курганская Л. М. Читательская грамотность будущих библиотекарей // Вестник Белгородского государственного технического университета им. В. Г. Шухова. 2013. № 2. С. 206—208.
15. Лавлинский С. П. Творческое чтение и исследовательская деятельность читателей как «интрига смысла» // Творческое чтение в современном художественном образовании: теория и практика : сб. статей по материалам междунар. науч.-практ. конф. / сост. О. В. Юдушкина. М. : Ин-т художественного образования и культурологии РАО, 2018. С. 35—50.
16. Левушкина О. Н. Методическая интерпретация лингвокультурологических характеристик текста на уроках русского языка. Ульяновск : УлГТУ, 2013. 316 с.
17. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников : пособие для учителя. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 1985. 176 с.
18. Маранцман В. Г. Возрастные и индивидуально-типологические различия восприятия школьниками художественных текстов // Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 54—61.
19. Мосунова Л. А. Смысловое чтение как деятельность: ее содержание и структура // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 2-1. С. 151—157.
20. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ Мин-ва просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 (ред. от 08.11.2022) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/ (дата обращения: 05.03.2023).
21. Пахнова Т. М. Русский язык. Комплексная работа с текстом : дидактические материалы. М. : Айрис-Пресс, 2006. 237 с.
22. Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом : учеб. пособие. 5-е изд. М. : Неолит, 2019. 368 с.
23. Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Функциональное чтение: Теория и практика : учеб. пособие. М. : Неолит, 2020. 144 с.
24. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения : пособие для учителя. М. : Просвещение, 1977. 207 с.
25. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах. Как реализовать ФГОС : пособ. для учителя. М. : Баласс, 2011. 128 с.
26. Тихомирова И. И. Мотивация чтения: стимулы, мотивы, потребности // Психология детского чтения от А до Я : метод. словарь-справочник для библиотекарей. М. : Школьная библиотека, 2004. С. 122—134.
27. Томилова С. Д. Читательские приоритеты детей младшего школьного возраста // Педагогическое образование в России. 2020. № 2. С. 127—134. DOI: 10.26170/po20-02-15.
28. Ядровская Е. Р. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством и путь творческого развития личности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 113. С. 76—82.
29. Mullis I. V. S., Kennedy A. M., Martin M. O., Sainsbury M. PIRLS-2006. Assessment Framework and Specifications. Chestnut Hill, MA : Boston College, 2006.