Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 4(48). С. 381—395

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 373.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2023.48.18

Диагностика персонификации образовательной среды школ с разным уровнем образовательных результатов

 

Феттер Инна Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент
Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия, finna08@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3129-629X

Диких Элина Радиковна, кандидат педагогических наук, доцент
Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия, bagautdinova1987@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6340-6620

Аннотация

Статья посвящена проблеме персонификации школьного образования в контексте идей индивидуализации и личностно ориентированного образования. Решение проблемы предлагается в рамках деятельности научной Лаборатории персонификации образования Омского государственного педагогического университета. На данном этапе исследования научная задача заключается в выявлении проблемных зон персонификации образовательных сред школ с разными образовательными результатами и определении направлений работы по персонификации образовательной среды школы как условия повышения качества образования. Представлено понимание процесса персонификации образовательной среды школы через реализацию стратегий самоопределения, событийности и сопровождения, получивших обоснование на теоретическом этапе исследования. В качестве диагностического инструментария использована модифицированная методика экспертизы образовательной среды В. А. Ясвина. Проведено анкетирование, сравнительный анализ и интерпретация эмпирических результатов диагностики персонификации образовательной среды школ города Омска с разным уровнем образовательных результатов. Предпринята попытка выявить проблемные зоны образовательной среды школ с целью определения направлений работы по повышению уровня качества образования.

Ключевые слова

Персонификация образования, образовательная среда, школа, диагностика образовательной среды, анкетирование.

Для цитирования:

Феттер И. В., Диких Э. Р. Диагностика персонификации образовательной среды школ с разным уровнем образовательных результатов // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 4 (48). С. 381—395 URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/18_48_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.48.18.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Бессонова Е. А., Ривкина С. В. Персонификация образования как тенденция трансформации современного образования // Человек и образование. 2021. № 1 (66). С. 4—10. DOI: 10.54884/S181570410020321-8.
2. Вилкова А. В., Фадеева С. А., Алексеева О. В., Александрова Н. В. От персонифицированного образования взрослых к персонифицированному образованию детей // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. № 6 (34). С. 23—30. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-23-30.
3. Гребенюк Т. Б., Григорьева Н. В. Педагогика индивидуальности как научная школа // Вестник Балтийского государственного университета им. И. Канта. 2008. № 4. С. 15—19.
4. Дрозд К. В., Плаксина И. В. Проектирование образовательной среды школы как педагогическая инновация: научно-методическое сопровождение : учеб.-метод. пособие. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2017. 456 с.
5. Каргина З. А. Индивидуализация, персонализация, персонификация — ведущие тренды развития образования в XXI веке: обзор современных научных исследований // Наука и образование: современные тренды. 2015. № 2 (8). С. 172—187.
6. Козыревская А. В., Усатая Е. Р. Образование в рамках индивидуализации, персонификации и персонализации // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 6 (22). С. 24—26.
7. Лопанова Е. В., Савина Н. В. Соотношение понятий «персонализация», «персонификация» и «кастомизация образования» // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 181—184.
8. Макарова Н. С., Феттер И. В. Методологические основания персонификации образовательной среды школы // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, № 6. С. 580—587. DOI: 10.30853/ped20220101.
9. Макарова Н. С., Феттер И. В. Персонификация общего образования в контексте средового подхода // Горизонты образования : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2022. С. 128—131.
10. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. М. : Нижний Новгород, 2002. 157 с.
11. Мануйлов Ю. С. К характеристике средового подхода в педагогике // Центр научных инвестиций. 2018. URL: http://www.ni-centr.ru/chitalnyj-zal-centra/k-xarakteristike-sredovoj-podxod-v-pedagogike.
12. Петровский В. А. Системно-деятельностный подход к личности: концепция персонализации. Психология развивающейся личности. М. : Педагогика, 1987. 238 с.
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», зарегистрирован 05.07.2021, № 64101. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/
14. Розин В. М., Ковалева Т. М. Персонализация или индивидуализация: психолого-антропологический или культурно-средовой подходы // Педагогика. 2002. Т. 84, № 9. С. 18—28.
15. Савина Н. В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14, № 4. С. 82—90. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.10.
16. Савина Н. В. К вопросу о персонализированном педагогическом образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 238—241.
17. Сафронова М. А., Сафронов А. А. Персонализация образования в России // Педагогика. 2020. Т. 84, № 11. С. 5—14.
18. Феттер И. В., Диких Э. Р. Диагностика самоопределения школьников как стратегии персонификации в образовательной среде // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 2 (39). С. 224—229. DOI: 10.36809/2309-9380-2023-39-224-229.
19. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М. : Народное образование, 2019. 448 с.
20. Ясвин В. А. Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. 2020. № 1 (6). С. 74—93. DOI: 10.20323/2658-428X-2020-1-6-74-93.
21. Ясвин В. А. Школьное средоведение и педагогическое средотворение. Экспертно-проектный практикум. М., 2020. 142 с.