Педагогический персонал женских гимназий в 1870—1917 гг.: численный состав и материальное положение (на примере Пермской губернии)
Лариса Васильевна Архангельская, научный сотрудник, соискатель
Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия, arhangellar@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4035-1441
Аннотация
В статье рассматривается процесс формирования учительского корпуса женских гимназий Министерства народного просвещения на территории Пермской губернии с 1870 г. до начала XX в. Проанализирован уровень обеспеченности женского среднего образования кадрами. На разнообразном фактологическом материале показана динамика численности и половой структуры. Раскрываются причины дефицита собственных педагогов (недофинансирование со стороны казны, скудость собственных средств) и пути выхода из него. Развитие женских средних учебных заведений зависело от количества учителей с высшим образованием, нехватку которых учебное ведомство рассматривало как препятствие к расширению сети гимназий. Постепенный допуск на педагогическую службу женщин не только устранил кадровый голод в средней школе, но и привел к их численному превалированию в среде учительского персонала рассматриваемого региона. Наряду с вопросами комплектации штатов в условиях реформирования системы среднего образования начала XX в. решались вопросы повышения квалификации учебно-воспитательного персонала женских гимназий, выразившиеся в требовании от них высокого образовательного ценза. Меры, принятые учебным ведомством, способствовали повышению статуса учителей женских гимназий и женского гимназического образования в целом.
Архангельская Л. В. Педагогический персонал женских гимназий в 1870—1917 гг.: численный состав и материальное положение (на примере Пермской губернии) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2024. № 1 (49). С. 211—226. URL: http://vestospu.ru/archive/2024/articles/49/11_49_2024.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2024.49.11.
1. Антонова Ю. В. Женщины-учителя Тульской губернии в конце XIX — нач. XX в. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 3. С. 13—18.
2. Будрин В. И. Пятидесятилетие существования Екатеринбургской мужской гимназии. Екатеринбург : Тип. В. Н. Алексеева, 1911. 154 с.
3. Всеподданнейший отчет за 1904 год. СПб. : Сенатская типография, 1906. 726, 92 с.
4. Всеподданнейший отчет за 1911 год. СПб. : Сенатская типография, 1913. 80, 251 с.
5. Высочайшие повеления // Циркуляр Оренбургского учебного округа. 1900. № 8. С. 243.
6. Вязьмитинов М. Н. Система материального обеспечения и поощрения преподавателей и учителей в образовательных учреждениях императорской России // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2017. № 2 (78). С. 4—14.
7. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 33. Оп. 1. Д. 36.
8. ГАПК. Ф. 34. Оп. 1. Д. 16.
9. ГАПК. Ф. 35. Оп. 1. Д. 103.
10. ГАПК. Ф. 42. Оп. 1. Д. 604.
11. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 4. Оп. 1. Д. 193.
12. ГАСО. Ф. 70. Оп. 1. Д. 7.
13. ГАСО. Ф. 458. Оп. 1. Д. 27.
14. ГАСО. Ф. 458. Оп. 1. Д. 105.
15. Гончаров Ю. М. Социально-правовой статус и материальное положение учителей гимназий в России в XIX в. // Наука и школа. 2011. № 5. С. 129—135.
16. Доклады Ирбитской уездной земской управы XXXIV очередному Ирбитскому земскому собранию 1902/1903 гг. Ирбит, 1903.
17. Зубков И. В. Земские школы, гимназии и реальные училища (1890—1916 годы) // Расписание перемен. Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи — СССР (конец 1880-х — 1930-е годы). М. : НЛО, 2012. С. 150—235.
18. Зубков И. В. Российское учительство: повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ 1870—1916. М. : Новый хронограф, 2010. 528 с.
19. Зубков И. В. Учителя средних и начальных школ в конце XIX — начале XX в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. История России. 2006. № 3. С. 95—99.
20. Из «Объяснительной записки к смете министра народного просвещения на 1916 год» // Журнал Министерства народного просвещения. 1916. № 7. С. 74—75.
21. Извлечение из Всеподданнейшего отчета министра народного просвещения за 1875 год // Журнал Министерства народного просвещения. 1877. № 9. С. 71.
22. Извлечение из Всеподданнейшего отчета министра народного просвещения за 1892 год. СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1897. VIII, 342, 61 с.
23. Извлечение из Всеподданнейшего отчета министра народного просвещения за 1901 год. СПб. : Сенатская тип., 1903. [4], V, 641, [1], 104 с.
24. Исакова Е. Г. Образовательный уровень преподавательниц женских гимназий и прогимназий Западно-Сибирского учебного округа (конец XIX — начало ХХ в.) // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 4/2 (76). С. 92—95.
25. Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25-летие его существования (1875—1899). Вып. 2. Оренбург : Тип. И. И. Евфимовского-Мировицкого, 1901. 522 с.
26. Камышлов // Пермские губернские ведомости. 1898. № 112. С. 3—4.
27. Кунгурский городской архив (КГА). Ф. 587. Оп. 1. Д. 6.
28. КГА. Ф. 587. Оп. 1. Д. 40.
29. КГА. Ф. 587. Оп. 1. Д. 66.
30. Кошина О. В. Динамика вовлеченности женщин в сферу образования на территории Мордовии во второй половине XIX — начале ХХ века // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 4. С. 204—209.
31. Мариинская женская гимназия в Перми к пятидесятилетнему юбилею: 1861—1910. Пермь: Электро-тип. Чердынцева, 1913. 149 с.
32. Михайлова И. М. Женское образование в г. Ирбите с 1775 по 1895 г. Ирбит : Тип. В. Михайлова, 1897. 158, II с.
33. Михащенко А. Л. Квалификация, должности и оценка труда педагогов средней школы Южного Зауралья: досоветский период // Вестник Курганского государственного университета. 2005. № 3. С. 204—208.
34. Новейшие законоположения и распоряжения о женских средних учебных заведениях. Киев : Упр. Киевского учеб. округа, 1916. [2], 59 с.
35. О подготовке к преподаванию гимнастики // Журнал Министерства народного просвещения. 1910. Ч. 29, № 9. С. 35—37.
36. Об установлении звания учителя средних учебных заведений, об учреждении одногодичных курсов для подготовления учителей и учительниц средних учебных заведений // Журнал Министерства народного просвещения. 1914. № 11. С. 7—8.
37. Обзор деятельности министра народного просвещения за 1879, 1880 и 1881 гг. // Журнал Министерства народного просвещения. 1887. Ноябрь. С. 45—156.
38. Отчет о состоянии пермской Мариинской женской гимназии за 1893 гражданский год. Пермь : Тип. губернской земской управы, 1894. 56, 46 с.
39. Отчет педагогического совета екатеринбургской 1-й женской гимназии за 1913/14 учебный год // Отчет о состоянии екатеринбургской женской гимназии за 1913 г. Екатеринбург : Тип. Е. Н. Ершова и Ко, 1914. С. 1—13.
40. Отчет педагогического совета пермской Мариинской гимназии за 1880 год // Пермские губернские ведомости. 1880. № 79. Стб. 401.
41. Отчет педагогического совета екатеринбургской женской гимназии за 1892/93 учебный год // Отчет о состоянии екатеринбургской женской гимназии за 1893 г. Екатеринбург : Тип. А. П. Мерной и Е. К. Краевой, 1894. С. 1—16.
42. Памятная книжка Оренбургского учебного округа за 1912 год. Уфа : Электр. тип.-лит. Соловьева, 1912. 556 с.
43. Памятная книга Оренбургского учебного округа на 1915 год. Уфа : Электр. тип.-лит. Соловьева, 1915. 661 с.
44. Пермская женская прогимназия: (1881—1892 гг.) : краткий очерк. Пермь : Тип. Н-ков П. Ф. Каменского, 1893. 6 c.
45. Пиллер О. Итоги женского образования в России и его задачи. СПб. : Тип. Тренке и Фюсно, 1888. 239 с.
46. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. 3-е. Т. 20. 1900. СПб., 1902.
47. ПСЗРИ. Собр. 3-е. Т. 22. Отд. 1. 1902. СПб., 1904.
48. ПСЗРИ. Собр. 3-е. Т. 31. Отд. 1. 1911. СПб., 1914.
49. Правила об испытании лиц женского пола в знании курса высших учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительницы средних учебных заведений // Журнал Министерства народного просвещения. 1912. № 10. С. 131—136.
50. Распоряжения Министерства народного просвещения // Вестник Оренбургского учебного округа за 1915 год. № 6-7. С. 611—612.
51. Распоряжения попечителя Оренбургского учебного округа // Вестник Оренбургского учебного округа за 1913 год. № 2-3. С. 207, 218.
52. Родевич М. В. Сборник действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения. СПб. : Тип. д-ра М. А. Хана, 1884. [2], X, 238, [2], 88 с.
53. Сборник постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения за 1870—1912 годы : в 3 ч. М. : Юрид. кн. маг. «Правоведение» И. К. Голубева, 1912. 752 с.
54. Семченков В. К. Исторический очерк Пермской Мариинской женской гимназии за 25 лет ее существования (с 1861 по 1886 г.). Пермь, 1886. 236 с.
55. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. 1863—1917. СПб., 1912.
56. Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям: составлен к 1 января 1916 г. СПб., 1916. 222 с.
57. Уколова О. С. Учительство городских учебных заведений // Профессиональные группы общества как акторы российской позднеимперской модернизации (на материалах Урала второй половины ХIХ — начала ХХ в.). Екатеринбург : Банк культурной информации, 2016. 148 с.
58. Хроника // Вестник воспитания. 1916. № 6. С. 80—84.
59. Шаркова Г. А. Квалификационный уровень учителей средних общеобразовательных учебных заведений г. Москвы в конце XIX — начале XX в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. История России. 2006. № 3. С. 343—352.