Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2024. № 1(49). С. 312—322

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 371.263+ 372.881.161.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2024.49.19

Анализ субтеста «Грамматика. Лексика» по ТРКИ-2 и ТРЯ-8 с точки зрения содержания и качества лингводидактических тестов

 

Юйтин Ван, аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, wangyuting123@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0009-6168-1683

Аннотация

В статье приводятся мнения различных ученых о показателях содержания и качества лингводидактического тестирования, включающего три элемента: надежность, валидность и практичность. Проводится сравнительный анализ субтестов «Грамматика. Лексика» ТРКИ-2 (Россия) и «Комплексные знания» ТРЯ-8 (Китай). Осуществлено сравнение и анализ количества и объема заданий, использованных в последние годы в субтестах ТРКИ-2 и ТРЯ-8, проанализировано содержание изменений в них для последующей разработки тестов.

Ключевые слова

Тестирование, содержание, качество, валидность, практичность, грамматика, лексика, анализ.

Для цитирования:

Ван Юйтин Анализ субтеста «Грамматика. Лексика» по ТРКИ-2 и ТРЯ-8 с точки зрения содержания и качества лингводидактических тестов // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2024. № 1 (49). С. 218—234. URL: http://vestospu.ru/archive/2024/articles/49/19_49_2024.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2024.49.19.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Аверьянова Г. Н., Беликова Л. Г., Ерофеева И. Н., Иванова Т. А., Нестерова Т. Е., Попова Т. И., Рогова К. А., Селиверстова Е. И., Химик В. В., Хорохордина О. В., Шутова Т. А., Юрков Е. Е. Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение. М. ; СПб. : Златоуст, 1999. 112 c.
2. Андрюшина Н. П., Афанасьева И. Н., Битехтина Г. А., Клобукова Л. П., Яценко И. И. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение / под ред. Н. П. Андрюшиной. 5-е изд. СПб. : Златоуст, 2015. 164 с.
3. 王秀文. 外语交际测试理论与实践. 广州:世界图书出版公司. 2014: 179. [Ван Сювэнь. Теория и практика лингводидактических тестов по иностранным языкам. Гуанчжоу : Всемирное книжное издательство, 2014. 179 с.]
4. Коккота В. А. Лингводидактическое тестирование : науч.-теор. пособие. М. : Высшая школа, 1989. 127 с.
5. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. М. : Дрофа : Cambridge University Press, 2008. 431 с.
6. 李筱菊. 语言测试科学与艺术, 长沙:湖南教育出版社. 2001 (27): 537. [Ли Сяоцзюй. Наука и искусство языкового тестирования. Чанша : Хунаньское изд-во образования, 2001. № 27. 537 с.].
7. Масленникова Е. П., Фекличева И. В., Есипенко Е. А., Шарафиева К. Р., Исматуллина В. И., Головин Г. В., Миклашевский А. A., Чипеева Н. А., Солдатова Е. Л. Словарный запас как показатель вербального интеллекта: применение экспресс-методики оценки словарного запаса // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Психология. 2017. Т. 10, № 3. С. 63—69.
8. Олешков М. Ю., Уваров В. М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины : [краткий терминологический словарь] / М-во образования Российской Федерации, Нижнетагильская гос. социально-пед. акад. М. : Спутник+, 2006. 189 с.
9. Павловская И. Ю., Башмакова Н. И. Основы методологии обучения иностранным языкам. Тестология : учебник. 2-е изд., испр. и доп. СПб. : Филол. факультет СПбГУ, 2007. 225 с.
10. 全国高等学校外语专业教学指导委员会俄语教学指导分委员会,髙等学校俄语专业教学大纲 [Z].-2版.北京: 外语教学与研究出版社, 2012. 380. [Подкомитет по обучению русскому языку Руководящего комитета вузов по преподаванию иностранных языков. Программа обучения русскому языку в вузах по специальности «Русский язык». 2-е изд. Пекин : Изд-во по преподаванию и исследованию иностранных языков, 2012. 380 с.].
11. Пушкин В. Н. О законе единства надежности и нарушения // XIX Герценовские чтения. Социально-экономические и исторические науки : тез. докл. Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1966. С. 122—125.
12. Рапопорт И. А., Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе. Таллин : Валгус, 1987. 352 с.
13. 黄玫. “新国标”背景下俄语专业四、八级考试改革探索 [J].中国俄语教学. 北京外国语大学, 2020: 7—13. [Хуан Мэй. Исследование реформы профессиональных тестов по русскому языку четвертого уровня и восьмого уровня на фоне «новых государственных стандартов» // Преподавание русского языка в Китае. 2020. № 4. С. 7—13].
14. 何红梅, 高欣. 我国大学俄语教学改革的新思路 — 评《全国大学俄语四级统考测试改革方案》. 清华大学教育研究, 2003 (2): 87—91. [Хэ Хунмэй, Гао Синь. Новые мнения о реформе преподавания русского языка в китайских вузах — оценка «Плана реформы национального непрофессионального теста по русскому языку четвертого уровня» // Исследования в области образования университета Цинхуа. 2003. № 2. С. 87—91].
15. 曹文. 英语文化教学的两个层次[J]. 外语教学与研究, 1998: 10—14. [Цао Вэнь. Два уровня преподавания английской культуры // Преподавание и исследование иностранных языков. 1998. С. 10—14].
16. 赵为, 田旭. 国际竞赛评价标准对中国俄语考试评价的启示 [J]. 中国俄语教学, 2008年: 57—58+26. [Чжао Вэй, Тянь Сюй. Критерии оценки международных конкурсов на оценку тестов по русскому языку в Китае // Преподавание русского языка в Китае. 2008. № 4. С. 57—58, 26].
17. 陈颖杰. 关于在俄语测试中增加多技能综合考查的思考 [J]. 课程.教材.教法, 2009 (11): 61—63. [Чэнь Инцзе. Взгляды на добавление комплексной проверки различных навыков в тесте по русскому языку // Учебный план. Учебник. Метод обучения. 2009. № 11. С. 61—63].
18. 史铁强. 语言测试对语言教学的导向作用[A], 北京论坛. 文明的和谐与共同繁荣——人类文明的多元发展模式:“多元文明冲突与融合中语言的认同与流变”. 北京. 北京大学北京论坛办公室. 2007: 481—492. [Ши Тецян. Руководящая роль языкового тестирования в обучении языку // Пекинский форум. Гармония и общее процветание цивилизаций на Пекинском форуме — Множественные модели развития человеческой цивилизации: «Языковая идентичность и эволюция в конфликте и интеграции множественных Цивилизаций». Пекин : Офис Пекинского форума Пекинского ун-та, 2007. С. 481—492].
19. Щелокова А. А. Реализация этнопсихологического принципа обучения русскому языку как иностранному // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № V9. С. 88—94. URL: http://e-koncept.ru/2017/171025.htm.
20. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л. : Наука, 1976. 427 с.
21. AERA, APA & NCME. Standards for Educational and Psychological Testing. Washington, D. C. : American Psychological Association, 2014.
22. Alderson J. Ch., Clapham C., Wall D. Language Test Construction and Evaluation. Shanghai : Shanghai Foreign Language Education Press, 2000.
23. Bachman L. E., Palmer A. S. Language Testing in Practice: Designing and Developing Useful Language Tests. Oxford : Oxford University Press, 1996.
24. Brown H. D., Abeywickrama P. Language Assessment: Principles and Classroom Practices. Beijing : Tsinghua University Press, 2013.
25. Heaton J. В. Writing English Language Tests. Beijing : Foreign Language Teaching and Research Press, 2000. 192 p.
26. Hughes A. Testing for Language Teachers. 2nd ed. Cambridge : Cambridge University Press, 2003.
27. Shohamy E. The power of tests: The impact of language tests on teaching and learning. Washington, D. C. : The National Foreign Language Center at John Hopkins University, 1993.