Фактор Гражданской войны в становлении школьного дела на Дальнем Востоке в первые годы советской власти
Алена Александровна Горчакова, аспирант, ассистент Департамента истории и археологии
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Владивосток, Россия, gorchakova.alena1998@mail.ru, https://orcid.org/0009-0002-4332-1392
Аннотация
В статье анализируется опыт развития школьного дела на территории Дальневосточной республики в период Гражданской войны и его влияние на становление советской образовательной системы. Главными источниками исследования стали дальневосточные педагогические журналы 1922—1923 гг., на основе которых удалось выделить уроки, вынесенные из опыта школьной работы в годы Гражданской войны и учтенные при разработке первых преобразований советской школы. Показано, что для педагогического сообщества было важным выявление проблем и недостатков в организации школы в годы Гражданской войны и в то же время осмысление опыта педагогов-новаторов, накопленного в этот период. Сделан вывод о том, что Гражданская война рассматривается педагогами и руководителями образовательных учреждений, с одной стороны, как фактор вынужденной запоздалости советской школьной реформы на Дальнем Востоке, а с другой — как импульс для развития педагогического творчества, ценность которого актуальна для новой советской школы.
Ключевые слова
Дальний Восток, Гражданская война, школьное дело, советская школьная реформа, педагогический опыт, педагогические журналы.
Для цитирования:
Горчакова А. А. Фактор Гражданской войны в становлении школьного дела на Дальнем Востоке в первые годы советской власти // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2024. № 2 (50). С. 217—229. URL: http://vestospu.ru/archive/2024/articles/50/13_50_2024.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2024.50.13.
1. Абабкова Н. Н. Становление народного образования на Дальнем Востоке России в первые годы советской власти // Общество: философия, история, культура. 2018. № 12 (56). С. 99—102.
2. Алешина С. А. Профессионально-педагогическая подготовка учителей советской школы в Оренбуржье (на материалах оренбургского журнала «Вестник просвещенца», 1925—1928 гг.) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 4, № 1. С. 42—48.
3. Баркова В. В., Мамылина Н. В., Семченко А. А. Идеологическая идентичность и роль системы профессионального образования в ее перезагрузке // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 3 (35). С. 12—18.
4. Белоглазова С. Б. Политика Дальневосточной республики в сфере образования // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2018. № 19. С. 111—123.
5. Белоглазова С. Б. Реформа Единой школы в Дальневосточной республике // Россия и АТР. 2022. № 3. С. 104—117.
6. Белоглазова С. Б. Реформа образования на Дальнем Востоке России в 1920-е годы // Проблемы истории образования на Дальнем Востоке : материалы науч. конф. Уссурийск : ДВФУ (филиал), 2013. Вып. 3. С. 96—119.
7. Белоглазова С. Б. Учитель и война: система образования Дальневосточной республики в годы военного коммунизма // Труды Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2023. Т. 41. С. 166—180.
8. Вестник Приморского ГУБОНО. Владивосток. 1922. № 1 (15 дек.).
9. Вестник Приморского ГУБОНО. Владивосток. 1922. № 2 (30 дек.).
10. Вестник Приморского ГУБОНО. Владивосток. 1923. № 3 (20 янв.).
11. Вестник Приморского ГУБОНО. Владивосток. 1923. № 4 (31 янв.).
12. Вестник Приморского ГУБОНО. Владивосток. 1923. № 5 (10 фев.).
13. Вестник Приморского ГУБОНО. Владивосток. 1923. № 6 (20 фев.).
14. Вестник Приморского ГУБОНО. Владивосток. 1923. № 7 (5 мар.).
15. Вестник Приморского ГУБОНО. Владивосток. 1923. № 8 (25 мар.).
16. Вестник Приморского ГУБОНО. Владивосток. 1923. № 9 (10 апр.).
17. Вестник Приморского ГУБОНО. Владивосток. 1923. № 11 (12 мая).
18. Вестник Приморского ГУБОНО. Владивосток. 1923. № 13 (20 июн.).
19. Вопросы просвещения на Дальнем Востоке. Чита ; Владивосток. 1923. № 1 (нояб.).
20. Государственный архив Приморского края. Ф. 14. Оп. 1. Д. 6.
21. Дальний Восток России в эпоху советской модернизации 1922 — начало 1941 года / отв. ред. Л. И. Галлямова. Владивосток : Дальнаука, 2018. 656 с. (История Дальнего Востока России. Т. 3, кн. 2).
22. Калачев А. В. Курс на демократизацию образования в первые годы советской власти // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации : материалы междунар. науч.-практ. конф. М. : МПГУ, Ин-т «ВШО», 2019. С. 570—575.
23. Костычева А. Д. Становление образования в СССР в 1920—1930-е гг. // Наука и образование в XXI веке: современные векторы развития и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф. Саратов : Центр социальных агроинноваций СГАУ, 2020. С. 124—128.
24. Кочурина С. А. История образования в Сибири и на Дальнем Востоке в условиях реализации государственной политики по введению всеобщего начального обучения в 1917 — начале 1930-х гг. Томск : ТГПУ, 2022. 354 с.
25. Кузнецова Т. А. Просвещение в Сибири на страницах сатирических еженедельных журналов рубежа XIX—XX вв. // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 146—149.
26. Лынша О. Б. История образования в Никольске-Уссурийском 1882—1922 гг. Владивосток : Дальневосточный федеральный ун-т, 2017. 289 с. URL: http://uss.dvfu.ru/e-publications/2017/lynsha-ob_istoriya_obr_v_nikolske-ussuriiskom_2017.pdf (дата обращения: 04.02.2024).
27. Минеева Е. К., Тохтиева Л. Н. Становление школьного образования на территории национального региона страны в первые годы советской власти: Чувашский край // Вестник Чувашского университета. 2019. № 4. С. 115—123.
28. Нечаева К. М. Образовательная политика в первые годы советской власти // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 61. С. 444—447.
29. Павлов П. Ю. Общеобразовательная школа как фактор формирования советского социокультурного пространства Дальнего Востока в 20—30-е гг. XХ в. // Россия и АТР. 2011. № 1. С. 138—147.
30. Реутова М. А. Тема сибирской начальной школы в освещении ведомственных педагогических журналов (1907—1914 гг.) // Философия образования. 2011. № 5 (38). С. 84—91.
31. Родигина Н. Н. «Какая школа нужна Сибири?»: вопросы регионального образования в освещении педагогических журналов конца XIX — начала ХХ в. // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 5. С. 140—150.
32. Сенник Н. И. Становление советской школы на Дальнем Востоке в 20-е годы ХХ века: формирование учительства // Научный диалог: вопросы философии, социологии, истории, политологии : материалы междунар. науч. конф. СПб. : Центр научных публикаций Международной объединенной академии наук, 2020. С. 16—22. DOI: 10.18411/spc-01-02-2020-05.
33. Цюпка В. П. Методика преподавания естествознания в начальных классах. Белгород : БелГУ, 2006. 172 с.