Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2024. № 4(52). С. 294—310

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.881.161.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2024.52.18

Лексическая работа и лингвокультурный анализ на уроках русского языка и литературного чтения: от слова к культурному самоопределению

 

Алиса Олеговна Мальченко, аспирант
Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина, Рязань, Россия, malchenko.alisa@mail.ru, https://orcid.org/0009-0008-5076-4136

Аннотация

Статья посвящена вопросу лексической работы и лингвокультурного анализа на уроках русского языка и литературного чтения. Рассматривается специфика влияния национального культурного колорита и языка на формирование личности ребенка, важность изучения культуры посредством языка, работы над культуроносной лексикой на уроках литературного чтения и русского языка. В качестве дидактического материала предлагаются тексты культуры, имеющие черты прецедентности, как художественные, так и фольклорные и летописные. В качестве примера работы над культуроносной лексикой приводится разбор фрагмента былины «Садко», с которой младшие школьники знакомятся в 4 классе на уроке литературного чтения, а для осознания своеобразия многокультурного народа России и его отражения в русском языке предлагается работа над татарской народной сказкой «Шурале» в изложении Г. Тукая в сопоставлении с русской народной сказкой «Каша из топора». Автор доказывает, что интеграция уроков русского языка и литературного чтения способствует прочному усвоению лексики и более глубокому пониманию культурно-исторических фактов, представленных в текстах.

Ключевые слова

Культура, формирование культурной идентичности школьника, русский язык, культуроносная лексика, лингвокультурный анализ, словарный урок, лексические упражнения на текстовой основе.

Для цитирования:

Мальченко А. О. Лексическая работа и лингвокультурный анализ на уроках русского языка и литературного чтения: от слова к культурному самоопределению // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2024. № 4 (52). С. 294—310. URL: http://vestospu.ru/archive/2024/articles/52/18_52_2024.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2024.52.18.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Богданова Е. С. Обучение текстовой деятельности на уроках русского языка в свете федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2021) // Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 165-летию со дня рожд. К. Э. Циолковского, Рязань, 24—25 марта 2022 г. Рязань : Индивидуальный предприниматель Коняхин Александр Викторович, 2022. С. 47—52.
2. Богданова (Симакова) Е. С. Работа над историзмами в ходе формирования умений текстовой деятельности старших школьников // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 1 (41). С. 105—113.
3. Богданова Е. С. Реализация принципа соизучения языка и культуры (К 90-летию профессора Лии Александровны Ходяковой) // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 3. С. 18—24. DOI: 10.30515/0131-6141-2022-83-3-18-24.
4. Богданова Е. С. Система обучения текстовой деятельности на уроках русского языка в старших классах средней школы: интегративный подход : дис. … д-ра пед. наук. М., 2021. 518 с.
5. Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка : в 2 ч. Ч. 1. Этимология. М. : Юрайт, 2019. 239 с.
6. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Pуc. яз. и лит.». М. : Просвещение, 1992. 512 с.
7. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка. М. : МПГУ, 2019. 212 с.
8. Дейкина А. Д. Текст — культура — речь: синтез учебного процесса по русскому языку // Текст, речевая культура, речевое поведение в методике преподавания русского языка : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Году педагога и наставника (к 200-летию со дня рожд. К. Д. Ушинского), Москва, 24—25 марта 2023 г. М. : Московский пед. гос. ун-т, 2023. С. 13—18.
9. Демидова Н. И., Богданова Е. С. Художественный текст и его национально-культурный код: проблемы обучения // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе : сб. науч. тр. VIII Междунар. науч.-метод. конф., С.-Петербург, 28—29 окт. 2021 г. СПб. : С.-Петербургский горный ун-т, 2021. С. 130—133.
10. Донская Т. К. Родной язык — национальное достояние русского народа // Язык и культура региона как составляющие образовательного пространства : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т. Ф. Новикова. Белгород : Эпицентр, 2017. С. 29—33.
11. Исаева Н. А. Теоретико-методологические подходы к обучению смысловому чтению художественного текста // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2023. № 3 (70). С. 27—38. DOI: 10.51944/20738536_2023_3_27.
12. Кулаева Г. М. Организация мини-проектов по русскому языку при изучении морфологии в 5—7 классах // Современные стратегии и технологии обучения русскому языку и литературе в школе и вузе : коллективная монография. Оренбург : Оренбургская книга, 2023. Вып. 4. С. 41—47.
13. Левушкина О. Н. Словарный урок как основа формирования культуры пользования словарями в процессе обучения русскому языку // Русский язык в школе. 2021. Т. 82, № 5. С. 7—14. DOI: 10.30515/0131-6141-2021-82-5-7-14.
14. Левушкина О. Н. Художественный текст как отражение родного языка и родной культуры: методический инструментарий лингвокультурологической характеристики текста // Феномен родного языка: коммуникативно-лингвистический, социокультурный, философский и психологический аспекты : сб. науч. статей / под общ. ред. И. П. Зайцевой. Витебск : Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова, 2019. С. 189—193.
15. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : в 2 ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова [и др.]. 14-е изд. М. : Просвещение, 2023. 160 с.
16. Литературное чтение. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : в 2 ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова [и др.]. 14-е изд. М. : Просвещение, 2022. 160 с.
17. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: новые идеи и антропопрактики / предисл. С. Г. Воркачева. СПб. : Книжный дом, 2022. 304 с.
18. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: перезагрузка в эпоху метамодернизма // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 4. С. 7—16. DOI: 10.30515/0131-6141-2022-83-4-7-16.
19. Новикова Т. Ф. Пути и формы реализации культуроведческих аспектов в преподавании русского языка как родного // Проблемы гуманитарного образования: филология, журналистика, история : сб. науч. статей II Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 10—12 дек. 2015 г. / под ред. Т. В. Стрыгиной. Пенза : Пензенский гос. ун-т, 2015. С. 45—50.
20. Ходякова Л. А. Принцип соизучения языка и культуры в курсе методики преподавания русского языка // Актуальные проблемы преподавания русского языка на современном этапе российского среднего и высшего образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (11—12 марта 2004 г.) / сост. А. Д. Дейкина, Л. А. Ходякова. М. : МПГУ, 2004. С. 57—67.
21. Чуракова Н. А. Литературное чтение. 4 кл. : учеб. : в 2 ч. Ч. 1. М. : Академкнига/Учебник, 2016. 176 с.
22. Шумкина О. Н., Ожогина Е. С. Лексико-стилистические упражнения на уроках русского языка в начальной школе // Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики (ко Дню психолога) : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с применением технологий дистанционного онлайн-участия, Москва, 18 нояб. 2021 г. / отв. ред. А. С. Поляков. М. : Московский гос. обл. ун-т, 2021. С. 260—262.