Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2024. № 4(52). С. 346—359

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.882

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2024.52.21

Целостный анализ текста как основа системного обучения литературе в школе

 

Юлия Александровна Ястремская, кандидат филологических наук, доцент
Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск, Россия, ja22-4@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-6299-9281

Аннотация

В статье рассмотрена необходимость применения целостного анализа в обучении литературе в старшей школе как способа реализации системного подхода в литературном образовании. На примере рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник» показаны типичные ошибки в интерпретации рассказа при использовании эпизодического анализа художественного произведения. Самым распространенным методическим недочетом становится фокусирование учителя на образе только одного конкретного персонажа, который трактуется с позиций примера или антипримера. Такой подход противоречит эстетике реализма, поскольку это литературное направление не предполагает деление персонажей на положительных и отрицательных и при анализе системы персонажей нуждается в ином подходе. Продемонстрировано, что желательным условием формирования системных представлений о литературе в образовательных организациях является актуализация метода целостного анализа текста как способа становления квалифицированного читателя.

Ключевые слова

Литературное образование, целостный анализ, интерпретация художественного произведения, старшая школа, И. А. Бунин.

Благодарности: Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения РФ на выполнение прикладной НИР по теме «Система целостности литературного образования в образовательных организациях общего и среднего (полного) образования» № 073-00022-23-03 от 07 ноября 2023 г.

Для цитирования:

Ястремская Ю. А. Целостный анализ текста как основа системного обучения литературе в школе // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2024. № 4 (52). С. 346—359. URL: http://vestospu.ru/archive/2024/articles/52/21_52_2024.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2024.52.21.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Асонова Е. А., Борусяк Л. Ф., Романичева Е. С. Литературное образование: мнения участников образовательных отношений // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 159—181. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-159-181.
2. Богданова О. В. Образ главного героя и любовный «конфликт» в рассказе И. Бунина «Чистый понедельник» // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 1 (74). С. 80—84.
3. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения : пособие для учителей. М. : Просвещение, 1964. 304 с.
4. Бунин И. А. Полное собрание сочинений : в 13 т. Т. 6. Темные аллеи. Книга рассказов (1938—1953); Рассказы последних лет (1931—1952); Окаянные дни (1935). М. : Воскресенье, 2006. 436 с.
5. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. Методологические очерки о методике. М. : Просвещение, 1966. 267 с.
6. Дорошенко В. Н. Изучение рассказа И. Бунина «Чистый понедельник» (урок-исследование). URL: https://urok-1sept-ru.turbopages.org/urok.1sept.ru/s/articles/624320 (дата обращения: 05.12.2023).
7. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637-р). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71280432/ (дата обращения: 27.11.2023).
8. Ли Сан Чул. Трагические судьбы героев в «Темных аллеях» // Преподаватель ХХI век. 2008. № 4. С. 115—118.
9. Лютова Т. Э. Методические проблемы, связанные с изучением эпизода на уроках литературы в старших классах. URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/04/10/metodicheskie-problemy-svyazannye-s-izucheniem-epizoda-na (дата обращения: 10.09.2024).
10. Маранцман Е. К., Тихонова С. В. Идеи В. Г. Маранцмана и их развитие в методике преподавания литературы // Нижегородское образование. 2022. № 5. С. 113—115.
11. Методика преподавания литературы : учеб. для пед. вузов / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана : в 2 ч. Ч. 1. М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1994. 288 с.
12. Михайлов Е. Где женщины? Что не так со школьной программой по литературе. URL: https://daily.afisha.ru/culture/20799-gde-zhenschiny-chto-ne-tak-so-shkolnoy-programme-po-literature/ (дата обращения: 13.12.2023).
13. Мосенкова Е. В. Конспект урока по рассказу И. А. Бунина «Чистый понедельник» (11 класс). URL: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-rasskazu-iabunina-chistiy-ponedelnik-klass-1347079.html?ysclid= lpt8igvvhw479457185 (дата обращения: 05.12.2023).
14. Мосунова Л. А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2006. 44 с.
15. О произведении. Бунин И. А. «Чистый понедельник». URL: https://foxford.ru/wiki/literatura/bunin-chistyj-ponedelnik?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения: 27.12.2023).
16. Палачева B. В. Оценка качества современного школьного литературного образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 3. С. 90—97.
17. Постникова Е. Г. «Мужской» и «женский» мифы в произведениях русской классики и архетипы Анимы/Анимуса как инструменты гендерного аспекта литературоведческого анализа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 6-1 (84). С. 37—40. DOI: 10.30853/filnauki.2018-6-1.8.
18. Пранцова Г. В. Проблемы подготовки старшеклассников к итоговому сочинению // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 4 (17). С. 195—197. URL: https://landrailpip.ru/wp-content/uploads/2023/04/ANI-PiP-2016-4.pdf.
19. Пращерук Н. В. «Только праведные правы»: «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева и «Чистый понедельник» И. А. Бунина как ключевые тексты русской культуры // Мир русского слова. 2020. № 2. С. 72—81. DOI: 10.24411/1811-1629-2020-12072.
20. Ребель Г. М. Анализ художественного текста. На материале произведений ХХ века : учеб. пособие. Пермь : Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т, 2019. 129 с.
21. Родин А. Л. Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник» в контексте христианской антропологии // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2020. № 4 (39). С. 61—70.
22. Романичева Е. С. Миссии-задачи чтения и их реализация в школьном филологическом образовании // Филология и культура. 2012. № 3 (29). С. 274—277.
23. Сметанникова Н. Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 1. С 41—48.
24. Федеральная рабочая программа среднего общего образования «Литература (базовый уровень) (для 10—11 классов образовательных организаций)». М., 2023. URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/02_ФРП-Литература-10-11-классы.pdf (дата обращения: 27.11.2023).
25. Филина Е. В. Проблемы обучения школьников интерпретации текста в процессе работы над сочинением по русскому языку // Современное педагогическое образование. 2023. № 4. С. 119—124.
26. Ястремская Ю. А., Семенова Ю. А., Никитина В. А., Немальцева К. В. Интерпретация романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского в итоговых школьных сочинениях // Вопросы профессиональной подготовки будущих учителей в условиях современного общества : материалы междунар. науч.-практ. конф. Шадринск : Шадринский гос. пед. ун-т, 2022. С. 80—91.