Методические приемы работы со средствами морфологического уровня на занятиях по дисциплине «Филологический анализ текста» в педагогическом вузе
Наталья Николаевна Кузнецова, доктор филологических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия, natlog65@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9085-7360
Аннотация
Статья продолжает исследование методических приемов при изучении средств различных уровней языка, создающих выразительность художественного (поэтического) текста и передающих его основные смыслы. В центре нашего внимания — специфика использования морфологических средств художественного текста и методика работы с ними на занятиях по дисциплине «Филологический анализ текста» в педагогическом вузе. Автором предпринята попытка очертить круг экспрессивных морфологических средств, перспективных для выражения основных смыслов произведения, выделить маркеры, которые помогут студентам увидеть их в тексте, а также выработать оптимальные методические приемы для работы с этими средствами. Сделан вывод о том, что к наиболее выразительным морфологическим средствам относятся: части речи, способные выражать предикативную семантику; части речи и формы, попадающие в зону переходности, в ряде случаев — служебные части речи, прежде всего предлоги в переносных значениях; стилистически окрашенные грамматические формы, а также специфика расположения грамматических средств в тексте. Маркером присутствия значимых и выразительных смыслов в основном является нарушение норм образования и сочетаемости словоформ и частей речи. Основным видом работы при этом является соотнесение грамматических значений с семантикой образа. Возможны и новаторские формы работы.
Ключевые слова
Поэтический текст, выразительные средства художественного текста, основные смыслы произведения, средства морфологического уровня, методика, виды работ.
Для цитирования:
Кузнецова Н. Н. Методические приемы работы со средствами морфологического уровня на занятиях по дисциплине «Филологический анализ текста» в педагогическом вузе // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 1 (53). С. 286—312. URL: http://vestospu.ru/archive/2025/articles/53/19_53_2025.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2025.53.19.
1. Асеев Н. Стихотворения и поэмы. М. : Советская Россия, 1983. 272 с.
2. Ахмадулина Б. Уроки музыки. URL: https://rustih.ru/bella-axmadulina-uroki-muzyki/?ysclid=m1vqvhznfp319246056 (дата обращения: 03.10.2024).
3. Ахматова А. Сочинения : в 2 т. М. : Правда, 1990.
4. Бабайцева В. В. Явления переходности в грамматике русского языка. М. : Дрофа, 2000. 640 с.
5. Бондаренко М. А. Приемы работы с текстом при подготовке к ЕГЭ. Система работы по формированию умений комментировать проблематику текста // Русский язык в школе. 2013. № 2. С. 3—9.
6. Бочковская Н. В. Взаимодействие морфологического и синтаксического уровней как тенденция к аналитизму русского языка // Вестник Приднестровского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2014. № 1 (46). С. 26—29.
7. Варганова О. В. Читаем и говорим о кошках. Цикл занятий по анализу художественного текста // Русский язык за рубежом. 2010. № 1 (218). С. 4—15.
8. Винокуров Е. М. Она: Стихи о любви. 2-е изд., доп. М. : Молодая гвардия, 1984. 175 с.
9. Вознесенский А. Вальс при свечах. URL: https://www.culture.ru/poems/8296/vals-pri-svechakh?ysclid=m1vqwxuu2e224781964 (дата обращения: 03.10.2024).
10. Волошин М. Стихотворения. М. : Книга, 1989. 544 с.
11. Голев Н. Д. Антиномии русской морфологии: коммуникативное vs когнитивное; синтагматическое vs номинативное // СибСкрипт. 2024. Т. 26, № 1 (101). С. 94—107. DOI: 10.21603/sibscript-2024-26-1-94-107.
12. Дворкина А. И. Опыт анализа современного поэтического текста со студентами гуманитарного профиля // Русский язык в современном мире. 2009. № 1. С. 140—144.
13. Дмитриева Е. И. Морфологические средства выражения компаративности в немецком и русском языках // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 11. С. 149—155.
14. Зубова Л. В. Категория рода и лингвистический эксперимент в современной русской поэзии // Проблемы функциональной грамматики. Категории морфологии и синтаксиса в высказывании / ред. А. В. Бондарко, С. А. Шубик. СПб. : Наука, 2000. С. 194—210. [Цит. по: URL: https://frkr.ru/ABOUT/zubova1.html]
15. Иванов Г. В. Стихотворения. М. : Эллис Лак, 2006. 318 с.
16. Кожевникова Н. А. Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века. М. : Наука, 1986. 253 с.
17. Криницкая М. Ю., Борзова Т. А. Потенциал оценочного средства для определения уровня сформированности компетенций в вузе // Педагогическое образование в России. 2024. № 1. С. 33—43.
18. Кузмин М. Избранные произведения. Л. : Худож. литература. Ленингр. отд-ние, 1990. 574 с.
19. Кузнецова Н. Н. Выражение концептуальной картины мира при помощи экспрессивного употребления предлогов в поэзии Г. Иванова // Русский язык: человек, культура, коммуникация-II : сб. статей. Екатеринбург : УГТУ—УПИ, 2010. С. 144—149.
20. Кузнецова Н. Н. Методические приемы работы над лексическими средствами на занятиях по дисциплине «Филологический анализ текста» в педагогическом вузе // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 3 (31). С. 316—335. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/22_31_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.31.22.
21. Кузнецова Н. Н. Средства создания экспрессивности в русской поэзии ХХ века. Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 639 с.
22. Кузнецова Н. Н. Учебно-методическое пособие по филологическому анализу текста (для студентов филологического факультета). Оренбург : ГБУ РЦРО, 2014. 64 с.
23. Кузнецова Н. Н., Межебовская В. В. Средства словообразовательного уровня в поэтическом тексте // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2 (105). С. 391—394.
24. Лошаков А. Г. Свет и тьма в «Синих гусарах» Николая Асеева (Опыт филологического анализа текста) // Русский язык в школе. 2015. № 12. С. 38—46.
25. Мандельштам О. Э. Избранное. Смоленск : Русич, 2000. 448 с.
26. Маркина Е. Е. Мифоним-название и его реализация в поэтическом тексте (Фрагмент занятия со студентами V курса) // Русский язык в школе. 2005. № 1. С. 107—111.
27. Михайлова И. Д. Изучение курса «Мышление и письмо» в педагогическом вузе: концепция и формы работы // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 4. С. 94—103.
28. Набоков В. В. Стихотворения и поэмы. М. : Современник, 1991. 574 с.
29. Новикова Т. Ф. Активные методы и приемы работы с учебной информацией на вузовском занятии // Русский язык в школе. 2012. № 5. С. 87—92.
30. Новикова Т. Ф. Культуроориентированные приемы работы с текстом и со словом в тексте // Русский язык в школе. 2011. № 12. С. 3—9.
31. Остренкова М. А. «У огня снежинку разобрать» (об особенностях филологического анализа текста в школе) // Русский язык в школе. 2008. № 4. С. 10—15.
32. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М. : Худож. литература, 1990. 511 с.
33. Перебатова Ю. А. Морфологический и лексический анализ произведения И. Бунина «Заря всю ночь» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 1-3 (88). С. 65—69. DOI: 10.24412/2500-1000-2024-1-3-65-69.
34. Пономарева Л. Д. Методический анализ текста как способ формирования профессиональной компетентности учителя русского языка // Русский язык в школе. 2016. № 2. С. 3—7.
35. Романова А. А. Исследование социокультурной компетенции школьников: ход и результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы // Вестник науки. 2024. Т. 2, № 1 (70). С. 572—577. URL: https://www.вестник-науки.рф/article/12333.
36. Рябкова Ю. Е. Типология существительных, участвующих в процессе категоризации пространственных отношений в современном русском языке // Современный ученый. 2024. № 1. С. 70—77. URL: https://su-journal.ru/wp-content/uploads/2024/01/su-1.pdf.
37. Самойлов Д. Белые стихи. URL: https://www.culture.ru/poems/25213/belye-stikhi?ysclid=m1vqt1ot9x465877528 (дата обращения: 03.10.2024).
38. Самойлов Д. Болдинская осень. URL: https://www.culture.ru/poems/25210/boldinskaya-osen?ysclid=m1vqysfbmc627215486 (дата обращения: 03.10.2024).
39. Самойлов Д. Крылья холопа. URL: https://www.culture.ru/poems/25150/krylya-kholopa?ysclid=m1vqnak2i5536974670 (дата обращения: 03.10.2024).
40. Самойлов Д. Пестель, Поэт и Анна. URL: https://www.culture.ru/poems/25118/pestel-poet-i-anna?ysclid=m1vqrn6keo880197361 (дата обращения: 03.10.2024).
41. Самойлов Д. Хочу, чтобы мои сыны. URL: https://www.culture.ru/poems/25068/khochu-chtoby-moi-syny?ysclid=m1vqq565tw647283898 (дата обращения: 03.10.2024).
42. Словарь языка русской поэзии ХХ века. Т. 3 : З — Круг. М. : Языки славянских культур, 1998. 792 с.
43. Темникова Н. Ю., Царева Ю. В. Работа со словарями выразительных средств русского языка на занятиях по дисциплинам речеведческого цикла в техническом вузе // Наука и образование транспорту. 2014. № 1. С. 345—347.
44. Хайрутдинова Г. А. Морфологические средства создания художественного образа в контексте проблемы эстетики языковых единиц // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2013. Т. 155, кн. 5. С. 279—286.
45. Хайрутдинова Г. А., Чжан Синьсинь. Об изучении эстетических ресурсов категории числа существительных (на материале произведений русской поэзии ХХ века) // Филология и культура. 2015. № 4 (42). С. 164—168.
46. Ходасевич В. Ф. Собрание стихов. М. : Центурион, Интерпракс : Фонд «Культурная инициатива», 1992. 448 с.
47. Шелякина В. В. Средства выражения интенсивности и их роль в создании образа города в рассказе Л. Н. Андреева «Проклятие зверя» // Русский язык в школе. 2024. Т. 85, № 1. С. 57—66. DOI: 10.30515/0131-6141-2024-85-1-57-66.
48. Широких А. Ю Экспрессивная морфология в публицистике // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 12 (54), часть 4. С. 214—217.
49. Шмульская Л. С., Веккессер М. В., Мамаева С. В., Славкина И. А. Приемы работы с художественным произведением на занятиях по филологическому анализу текста // Человек и язык в коммуникативном пространстве : сб. науч. статей. 2019. № 10. С. 255—260.