Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 1(53). С. 313—329

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.882

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2025.53.20

Методические ресурсы литературной интеллектуальной командной игры для старшеклассников

 

Наталья Михайловна Свирина, доктор педагогических наук, профессор
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского, Санкт-Петербург, Россия, appo@obr.gov.spb.ru, https://orcid.org/0000-0002-7250-8650

Аннотация

В статье рассмотрены методические и психологические основы интеллектуальных литературных игр для старшеклассников, изучен опыт предшественников и современников. Научным результатом исследования является методический проспект интеллектуальной литературной игры для команд старшеклассников. Представлена методическая система работы по подготовке, созданию, организации и проведению данных игр. Установлено, что освоение методической системы подготовки, организации и проведения интеллектуальных литературных игр для старшеклассников является необходимым условием создания мотивации к чтению программной литературы старшеклассниками и формирования интереса к чтению в целом.

Ключевые слова

Интеллектуальные литературные игры, командная игра, литературное развитие школьников, мотивация старшеклассников к чтению.

Для цитирования:

Свирина Н. М. Методические ресурсы литературной интеллектуальной командной игры для старшеклассников // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 1 (53). С. 313—329. URL: http://vestospu.ru/archive/2025/articles/53/20_53_2025.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2025.53.20.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. и со вступит. ст. Д. И. Фельдштейна. М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. 348 с.
2. Борусяк Л. Ф. Школьная литература: почему ее не любят школьники (по результатам исследований российских школьников и студентов) // Инфраструктура чтения с позиции субъекта : монография / науч. ред. Е. А. Асонова. М. : Моск. городской пед. ун-т, 2020. С. 26—43.
3. Браже Т. Г. О литературе в школе : Кн. для учителя. СПб. : МИРС, 2008. 393 с.
4. Валеева Е. В. Образовательная scrum-технология на уроке литературы (на примере изучения зарубежной литературы) // Школьные технологии. 2022. № 2. С. 106—111.
5. Валеева Е. В. Образовательные пазлы на уроке литературы // Школьные технологии. 2024. № 4. С. 52—56.
6. Валеева Е. В., Напалков С. В., Шувалова Е. С. Web-технологии как способ приобщения к чтению // Школьные технологии. 2020. № 2. С. 86—93.
7. Вопросы методики преподавания литературы в школе : сб. науч. статей / под ред. Н. И. Кудряшева. М. : Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. 552 с.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк : Кн. для учителя. 3-е изд. М. : Просвещение, 1991. 93 с.
9. Галицких Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. М. : Библиомир, 2016. 271 с.
10. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. 6-е изд. М. : Учпедгиз, 1955. 456 с.
11. Голяшова С. В. Урок-игра по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» // Вестник науки и образования. 2017. Т. 1, № 5 (29). С. 85—87.
12. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. Методические очерки о методике. М. ; Л. : Просвещение, 1966. 224 с.
13. Даутова О. Б., Муштавинская И. В., Свирина Н. М. Гуманитарные технологии — вектор развития образования на современном этапе // Школьные технологии. 2023. № 6. С. 6—16. DOI: 10.52422/22202641_2023_6_6.
14. Дахин А. Н., Семенов Н. Г., Ярославцева Н. В., Ермолаев С. Ю. Педагогические технологии и нейросети // Школьные технологии. 2020. № 2. С. 28—33.
15. Качурин М. Г., Мотольская Д. К. Изучение русской литературы в 9 классе : пособие для учителя. 5-е изд., дораб. М. : Просвещение, 1987. 270 с.
16. Культурно-образовательный атлас / Т. Г. Галактионова. Е. И. Казакова, Р. В. Раппопорт [и др.]. М. : Рипол-классик, 2016. 144 с.
17. Левин В. А. Воспитание творчества. М. : Знание, 1977. 63 с.
18. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1983. 392 с.
19. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М. : Гнозис : Издат. группа «Прогресс», 1992. 270 с.
20. Маймин Р. Р. Практикум по методике преподавания литературы : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2101 «Русский язык и литература». М. : Просвещение, 1985. 191 с.
21. Маслова А. Г., Поляков О. Ю., Полякова О. А. Литературный квест как интерактивная образовательная технология и форма профориентационной деятельности // Вестник Вятского государственного университета. 2019. № 2. С. 81—88. DOI: 10.25730/VSU.7606.19.022.
22. Методика обучения литературе в школе : в 2 т. / под общ. ред. Н. М. Свириной. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. Т. 1. 336 с.; Т. 2. 304 с.
23. Методика преподавания литературы / под ред. З. Я. Рез. 2-е изд., дораб. М. : Просвещение, 1985. 368 с.
24. Методика преподавания литературы : в 2 ч. / под ред. О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана. Ч. 1. М. : Просвещение : Владос, 1995. 286 с.
25. Мечников И. И. Пессимизм и оптимизм. М. : Советская Россия, 1989. 640 с.
26. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М. : Педагогика, 1976. 224 с.
27. Мурин Д. Н. Слово и смысл: Учителю о русской литературе. СПб. : Пушкинский фонд, 2016. 269 с.
28. Несынова Ю. В. Применение кейс-технологий на уроках литературы как средства формирования УУД // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 188—192.
29. Острогорский В. П. Выразительное чтение. 7-е изд. М. : Т-во И. Д. Сытина, 1911. VIII, 187 с.
30. Павлова И. С. Интерактивные формы работы по изучению историко-литературного наследия: сетевая образовательная игра на основе повести «Зимогоры» писателя-земляка М. А. Рапова // Литература в школе. 2017. № 3. С. 26—28.
31. Песталоцци И. Г. Письма учителю Петерсену // Избранные педагогические сочинения : в 2 т. М. : Педагогика, 1981. Т. 2. С. 6—48.
32. Полева Е. А., Федорова Е. С. Потенциал образовательного квеста в изучении художественного пространства романа В. Набокова «Машенька» // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 1 (29). С. 9—29. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-9-20.
33. Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика : учеб. пособие. М. : ФОРУМ, 2013. 367 с.
34. Родари Дж. Грамматика фантазии. М. : Прогресс, 1978. 237 с.
35. Романичева Е. С. Игра в классику: методический комментарий на полях статьи «Литературные игры» М. А. Рыбниковой и Л. Е. Случевской // Русская словесность. 2024. № 3. С. 26—29. DOI: 10.47639/0868-9539_2024_3_26.
36. Рыбникова М. А. Избранные труды. М. : Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1958. 611 с.
37. Санникова И. Н. Путь к книге : метод. пособие из опыта внешкольной работы по литературе. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2002. 396 с.
38. Сафонова Е. В. Технологическая концепция образовательного квеста // Школьные технологии. 2018. № 3. С. 70—74.
39. Сафонова Е. Е. Квест как прием анализа художественного произведения (на примере романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», 10-й класс) // Школьные технологии. 2020. № 3. С. 104—108.
40. Свирина Н. М. «Литературная планета» в Петербурге: проверка таланта на прочность // Русский язык и литература для школьников: Научно-популярный журнал для старшеклассников. 2012. № 1. С. 3—8.
41. Свирина Н. М. Музыка на уроках литературы // Методика обучения литературе в школе : учеб. для студ. филол. фак. пед. вузов : в 2 т. / под общ. ред. Н. М. Свириной. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. Т. 2. С. 227—248.
42. Свирина Н. М. Путь к формированию и развитию читательской интуиции школьников на примере работы с художественными и не художественными произведениями. Развитие читательской интуиции и формирование опыта аргументации // А. С. Грин и судьбы романтики в мировой литературе : коллективная монография. Киров : Радуга-ПРЕСС, 2016. С. 186—198.
43. Свирина Н. М. Разнообразие форм и способов привлечения школьников к чтению // Непрерывное образование. 2023. № 3 (45). С. 74—80.
44. Сергеева О. Е. Игротека в помощь учителю русского языка, литературы и регионоведения // Вестник науки и образования. 2020. № 4 (82). Часть 1. С. 45—48.
45. 100 проектов в поддержку чтения. Актуальные социально-педагогические инициативы. Культурно-образовательный атлас / Т. Г. Галактионова, Е. И. Казакова, Р. В. Раппопорт [и др.]. М. : Рипол-классик, 2015. 146 с.
46. 100 проектов про чтение. Молодежные инициативы-2018. Образовательный атлас / науч. ред. Т. Г. Галактионова ; ред.-сост. Р. В. Раппопорт. СПб. : Изд-во РГПУ им. Герцена, 2018. 243 с.
47. 100 проектов про чтение-2017. Литературный флагман России. Культурно-образовательный атлас: региональные практики и актуальные инициативы / ред.-сост. Р. В. Раппопорт. М. : Рипол-классик, 2017. 209 с.
48. Терентьева Н. П. Внеклассная работа по литературе, 5—8 классы. Жизнь и творчество А. С. Пушкина. М. : Владос, 1999. 126 с.
49. Узнадзе Д. Н. Общая психология. СПб. : Питер, 2004. 412 с.
50. Узнадзе Д. Н. Теория установки. М. ; Воронеж, 1997. 447 с.
51. Уминова Н. В. Игровые технологии на уроках литературы в старших классах // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 3. С. 31—34.
52. Фирсова Т. Г., Щекина М. С. Компьютерная игра как элемент геймификации на уроках литературного чтения // Школьные технологии. 2023. № 3. С. 87—92. DOI: 10.52422/22202641_2023_3_87.
53. Чертков А. С. Игровые технологии в преподавании гуманитарных дисциплин: Грибоедовский квесторий // Образовательные ресурсы и технологии. 2022. № 4 (41). С. 59—64. DOI: 10.21777/2500-2112-2022-4-59-64.
54. Чертков А. С. Литературно-дипломатический эксплуаториум «А. С. Грибоедов» как форма реализации научно-образовательных программ // Образовательные ресурсы и технологии. 2023. № 1 (42). С. 15—20. DOI: 10.21777/2500-2112-2023-1-15-20.
55. Читатель в игре : сб. статей / под ред. Е. А. Асоновой, Е. С. Романичевой. М. : Библиомир, 2020. 278 с.
56. Шереметевский В. П. Слово в защиту живого слова в связи с вопросом об объяснительном чтении // Сочинения Вл. П. Шереметевского. М., 1897. С. 49—53.
57. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Педагогика, 1978. 304 с.