Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 2 (54). С. 233—248

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 94(470.41)“193”:[37.014.52+37.035.6]

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2025.54.11

Антирелигиозное и интернациональное воспитание в татарских школах начала 1930-х годов: борьба за новое сознание в условиях традиционного общества

Ильнур Ильмирович Шайдуллин, аспирант, старший преподаватель
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия, Shaidullin_ilnur1997@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4187-1086

 

Аннотация

В статье дан анализ антирелигиозного и интернационального воспитания в татарских школах начала 1930-х годов как ключевого элемента советской образовательной политики, направленной на формирование социалистического сознания. В условиях Татарской АССР, где ислам играл значительную роль, реализация этих задач сталкивалась с серьезными трудностями: несмотря на ликвидацию религиозных учебных заведений и внедрение атеистических программ, религиозные традиции сохраняли влияние на школьников и их семьи. Антирелигиозное воспитание, включавшее пересмотр учебных программ и создание кружков, затруднялось недостатком квалифицированных педагогов и сопротивлением населения. В свою очередь, работа по интернациональному воспитанию осложнялась сохраняющимися культурными барьерами и предубеждениями среди различных этнических групп. Исследование показало, что, несмотря на все усилия, полностью искоренить религиозные и национальные предрассудки не удалось, что подчеркивает сложность трансформации сознания в традиционном обществе. Опыт 1930-х годов остается актуальным для понимания проблем модернизации и культурных противоречий, демонстрируя важность системного подхода, сочетающего идеологические задачи с учетом региональной специфики.

Ключевые слова

Aнтирелигиозное воспитание, интернациональное воспитание, Татарская АССР, воинствующий атеизм, религиозные традиции, национальные предрассудки, идеологическая работа, межнациональное согласие.

Для цитирования:

Шайдуллин И. И. Антирелигиозное и интернациональное воспитание в татарских школах начала 1930-х годов: борьба за новое сознание в условиях традиционного общества // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 2 (54). С. 233—248. URL: http://vestospu.ru/archive/2025/articles/54/11_54_2025.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2025.54.11.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Ахметова А. Р. Ликвидация религиозного образования в Татарстане в постреволюционной трансформации культурных традиций татарского народа (по материалам Национального архива РТ) // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2. С. 140—143.
2. В. И. Ленин, И. В. Сталин о национальном вопросе. М. : Правда-Пресс, 2009. 159 с.
3. Верба И. А., Пиковский В. И. Воспитание патриотов-интернационалистов: (Из опыта внеклассной и внешкольной работы). М. : Педагогика, 1973. 111 с.
4. Гасанов З. Т. Социально-педагогические основы интернационального и патриотического воспитания учащихся. Махачкала : Дагучпедгиз, 1973. 145 с.
5. Государственный архив Республики Татарстан (ГАРТ). Ф. П-4034. Оп. 16. Д. 424.
6. ГАРТ. Ф. Р-1334. Оп. 1. Д. 10.
7. ГАРТ. Ф. Р-3682. Оп. 1. Д. 1763.
8. ГАРТ. Ф. Р-3682. Оп. 1. Д. 2054.
9. Гуров Ю. С. От безразличия — к убежденности: Актуальные проблемы атеистического воспитания молодежи / науч. ред. А. Ф. Окулов. Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1982. 112 с.
10. Джунусов М. С. Вопросы теории интернационального воспитания. Ташкент : Узбекистан, 1980. 280 с.
11. Динче пионерлар [Религиозные пионеры] // Октябрь баласы. 1931. № 1 (18), янв.
12. Крупская Н. К. Вопросы атеистического воспитания : сб. статей и выступлений / сост. и авт. вступ. статьи Л. С. Фрид и Э. М. Цимхес. 2-е изд., доп. М. : Просвещение, 1964. 215 с.
13. Крупская Н. К. Дети — наше будущее : [сб. статей и речей о дошкольном воспитании]. 3-е изд. М. : Просвещение, 1975. 302 с.
14. Крупская Н. К. Из атеистического наследия / сост. и авт. вступ. статьи Г. С. Цовьянов. М. : Наука, 1964. 307 с.
15. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 12: Октябрь 1905 — апрель 1906. М. : Политиздат, 1968. XXIII, 575 с.
16. Луначарский А. В. О народном образовании: Статьи, речи за период 1917—1929 гг. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. 559 с.
17. Лучшев Е. М. Антирелигиозное воспитание в советской школе в 1920—30-х годах // Труды Государственного музея истории религии. 2011. № 11. С. 118—138.
18. Мартынова М. В., Степанченко О. В., Цыганкова Е. А. История интернационального взаимодействия: опыт пионерской организации // Вестник государственного и муниципального управления. 2022. Т. 11, № 2. С. 78—88. DOI: 10.22394/2225-8272-2022-11-2-78-88.
19. Мухамадеева Л. А., Файзуллин А. Р. Антирелигиозная политика в Татарстане (1920-е гг.) // Minbar. Islamic Studies. 2019. № 12 (2). С. 438—450. DOI: 10.31162/2618-9569-2019-12-2-438-450.
20. Пинаева Д. А. Практики интернационального воспитания в контексте формирования советской идентичности в позднесоветский период (на материалах Татарской АССР) // Вестник Удмуртского университета. Сер. История и филология. 2022. Т. 6, № 6. С. 1251—1262. DOI: 10.35634/2412-9534-2022-32-6-1251-1262.
21. Пряникова В. Г. Интернациональное воспитание в коллективе школьников: (На опыте работы КИДа) : кн. для учителя / под ред. З. И. Равкина. Душанбе : Маориф, 1989. 137 с.
22. Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. От «безрелигиозного» к антирелигиозному воспитанию татарских школьников в 1920-е — начале 1930-х гг.: тактики и практики // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2020. № 57. С. 123—135. DOI: 10.15382/sturIV202057.123-135.
23. Силин А. В. Интернационализм и патриотизм в теории и практике советской педагогики (1917 — вторая половина 1930-х годов) // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 11-1 (30). С. 103—106.
24. Сталин И. В. Сочинения. Т. 5: 1921—1923. М. : Госполитиздат, 1947. 446 с.
25. Сулейманов Р. Р. Деятельность Союза воинствующих безбожников в Татарской АССР в 1920-е годы // Мусульманский мир. 2015. № 2. С. 16—52.
26. Терентий М. А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения / под ред. И. С. Марьенко. Кишинев : Штиинца, 1978. 276 с.
27. Тутаев М. З. Развитие народного образования в Татарии (1917—1940 гг.). Казань : Тат. кн. изд-во, 1975. 204 с.
28. Уразаның сәламәтлеккә зарарлы булуын фән ачык әйтә [Наука открыто говорит, что пост вреден для здоровья] // Яшь ленинчы. 1929. № 5 (40), 5 февр. С. 2.
29. Яхшы вожатыйлар кадры өчен көрәшкә! [В борьбу за хороших вожатых!] // Октябрь баласы. 1931. № 6 (23), июнь. С. 12—13.
30. Яшина М. А. Антирелигиозные образование и воспитание в СССР в 1920-е годы: уроки истории и современность // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2011. № 3. С. 201—208.