Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 2(54). С. 272—283

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.881.161.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2025.54.15

Антропонимы на занятиях по русскому языку с иностранными студентами-медиками

 

Екатерина Анатольевна Волкова, кандидат педагогических наук, доцент
Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Россия, kolt-katya@ya.ru, https://orcid.org/0000-0002-4676-989X

Инна Александровна Кузнецова, старший преподаватель
Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Россия, innarada@hotmail.com, https://orcid.org/0009-0000-5838-4527

Анастасия Валерьевна Ангел, кандидат педагогических наук, доцент
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, nastya_k79@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-0668-7558

Аннотация

Статья посвящена методическим вопросам обучения иностранных студентов-медиков второго курса английского отделения пониманию и использованию в речи русских имен. В ходе констатирующего эксперимента (анкетирование 93 студентов, наблюдение за их речевым поведением, беседы с преподавателями и работниками вуза) было выявлено, что иностранцы часто избегают обращения по имени-отчеству, а также допускают многочисленные орфоэпические и грамматические ошибки при употреблении русских антропонимов. Авторами была разработана корректирующая методическая система, способная устранить психологические, языковые и социально-культурные трудности, возникающие у иностранных студентов при обращении к российским гражданам по имени-отчеству. В статье приводятся примеры заданий по обучению русским антропонимам, регулярное выполнение которых способствует успешному формированию навыков использования русских имен в речи, что, в свою очередь, ускоряет учебно-профессиональную адаптацию иностранных граждан.

Ключевые слова

Иностранные студенты, медицинский вуз, английское отделение, язык-посредник, антропоним, диалог культур, русский как иностранный, профессионально-коммуникативная компетенция, корректирующая методическая система.

Для цитирования:

Волкова Е. А., Кузнецова И. А., Ангел А. В. Антропонимы на занятиях по русскому языку с иностранными студентами-медиками // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 2 (54). С. 272—283. URL: http://vestospu.ru/archive/2025/articles/54/15_54_2025.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2025.54.15.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Абрамова П. А., Забровский Г. Е., Никольский В. С., Шаброва Н. В. Академическая и социокультурная адаптация студентов в вузах России // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 12. С. 9—30. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-12-9-30.
2. Александрович П. И. Психологическая адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении // Труды Белорусского государственного технического университета. Сер. История, философия, филология. 2015. № 5. С. 80—84.
3. Альдингер П. П., Данилова И. В. Ономастический компонент в курсе русского языка как иностранного // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 9—13.
4. Ван Дунсюй. Актуальность разработки методики обучения китайских учащихся использованию имени собственного в русском языке как части образовательной технологии // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 103—106.
5. Волкова Е. А. Интегративная модель обучения иностранных студентов-медиков метаязыку оториноларингологии : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 22 с.
6. Вострякова Н. А. Имена собственные на элементарном уровне обучения русскому языку как иностранному (проблемы адекватной семантизации и употребления) // Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2015. № 1. С. 36—41.
7. Галебанди Сайеде Сафура, Ибрагимшарифи Шлер. Трудности персоязычных студентов при изучении и употреблении русских личных имен // Преподаватель XXI век. 2021. № 1. Часть 1. С. 176—183. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-1-176-183.
8. Головина Л. С. Этнокультурная семантика антропонимов и ее репрезентация иноязычному адресату // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 8 (72). С. 86—89.
9. Крюкова Г. М. Антропоним в структуре учебного дискурса // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 8 (91). С. 235—240.
10. Мартыненко Ю. Б. Коммуникативно-функциональный подход при изучении антропонимов на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере переписки Б. Л. Пастернака) // Проблемы современного образования. 2021. № 4. С. 250—262. DOI: 10.10.31862/2218-8711-2021-4-250-262.
11. Мартыненко Ю. Б. Обучение иностранных учащихся антропонимам в деловой и разговорной сферах общения (функционально-коммуникативный подход) // Преподаватель XXI век. 2020. № 4. С. 196—209. DOI: 10.31862/2073-9613-2020-4-196-209.
12. Мартыненко Ю. Б. Обучение китайских учащихся русским антропонимам (национально ориентированный подход) // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 94—105. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1-94-105.
13. Мартыненко Ю. Б. Работа над грамматическими свойствами русских антропонимов в иностранной аудитории // Преподаватель XXI век. 2024. № 1. Часть 1. С. 208—220. DOI: 10.31862/2073-9613-2024-1-208-220.
14. Морозова Ю. Г. Сходства и различия в антропонимических формулах русского и финского языков и их учет в преподавании РКИ в финноязычной аудитории // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 116. С. 189—193.
15. Ружицкий И. В., Мартыненко Ю. Б. Обучение иностранных учащихся вариантам личных имен // Преподаватель XXI век. 2019. № 4. С. 184—192. DOI: 10.31862/2073-9613-2019-4-184-192.
16. Сергеева Н. М., Верещагина О. Н., Прусова Е. Н. Русские антропонимы на начальном этапе обучения РКИ: лингводидактический аспект // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 195—201. DOI: 10.34216/2073-1426-2021-27-3-195-201.
17. Суси М., Ангграени Пурнама Д., Нани И., Прима А. К вопросу обращения к русским // Современные исследования в области русского языка как иностранного : сб. статей по материалам междунар. науч.-практ. конф. молодых преподавателей. Пенза, 2021. С. 13—17.
18. Xiaomei Yang. Address forms of English: Rules and Variations // Journal of Language Teaching and Research. 2010. Vol. 1, N 5. P. 743—745. DOI: 10.4304/jltr.1.5.743-745.