Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 2(54). С. 284—294

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.881.161.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2025.54.16

Типичные нарушения порядка слов в русских словосочетаниях и предложениях по данным тестирования учащихся китайской средней школы

 

Дай Юньфан, аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, 173777122@qq.com, https://orcid.org/0009-0003-9253-5685

Жэнь Цзиньфэн, учитель русского языка
Школа имени Кайцюй, Хуайбэй, Китайская Народная Республика, 876892929@qq.com, https://orcid.org/0009-0007-7906-1015

Аннотация

В статье представлены результаты исследования типичных ошибок, допускаемых китайскими учащимися в области порядка слов в русских предложениях и словосочетаниях в ходе изучения русского языка. В тестировании приняли участие 90 учащихся 12-го класса школы имени Кайцюй (город Хуайбэй, провинция Аньхой, КНР). Тест предлагался в письменной форме, включал четыре блока, содержащих 24 тестовых задания, и был направлен на проверку понимания ремы в предложении, построения предложений в соответствии с их актуальным членением, на исправление ошибок, нарушающих актуальное членение предложения, перевод словосочетаний с китайского языка на русский. Исследование показало, что учащиеся допускают ошибки при выполнении всех блоков заданий, при этом ошибок в построении словосочетаний намного меньше, чем ошибок в построении предложений. Основная причина ошибок обусловлена отсутствием специального обучения порядку слов на занятиях по русскому языку в китайской школе. В этих условиях учащиеся строят предложения и словосочетания по правилам китайского языка.

Ключевые слова

Порядок слов, актуальное членение, тема, рема, словосочетание, предложение, ошибки.

Благодарности: Авторы выражают глубокую благодарность доктору педагогических наук, профессору Л. В. Московкину за ценные советы и замечания

Для цитирования:

Юньфан Дай, Цзиньфэн Жэнь. Типичные нарушения порядка слов в русских словосочетаниях и предложениях по данным тестирования учащихся китайской средней школы // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 2 (54). С. 284—294. URL: http://vestospu.ru/archive/2025/articles/54/16_54_2025.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2025.54.16.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Абдурахманова Н. Г. Формирование лингвистической и коммуникативной компетенций в процессе обучения функциям порядка слов в русском предложении // Современное педагогическое образование. 2019. № 5. С. 137—140.
2. Вагнер В. Н. Синтаксис русского языка как иностранного и его преподавание. М. : Флинта, 2005. 165 с.
3. Гао Синь. Порядок слов в русском языке в зеркале китайского языка : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2007. 23 c.
4. Граева Д. Г. Влияние интерференции на усвоение китайскоязычными студентами порядка слов в русском языке // Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. А. Вишнякова. М. : Изд-во МПГУ, 2021. С. 130—136.
5. Гурова П. В. Технология обучения порядку слов в предложениях с подлежащим, сказуемым и дополнением в русском языке // Наука в мегаполисе. Исследования молодых ученых. 2021. № 2 (28). URL: https://mgpu-media.ru/issues/issue-28/psycho-pedagogical-science/technology-teaching.html.
6. Игнатенко А. В., Агаркова Д. С., Литвинова Н. Д. Русский язык : учебник. Пекин : Народное образование, 2020. 104 с.
7. Келиму А. Актуальное членение предложения и основные средства его выражения в русском и китайском языках // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94). С. 281—285. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-394-281-285.
8. Ковтунова И. И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М. : Просвещение, 1976. 239 с.
9. Крылова О. А., Хавронина С. А. Порядок слов в русском языке. 3-е изд. М. : Русский язык, 1986. 237 с.
10. Крылова О. А., Хавронина С. А. Порядок слов в русском языке: лингводидактический аспект. М. : Русский язык. Курсы, 2015. 168 с.
11. Лю Госян. Основные типы русского порядка слов и сравнение порядка слов в русском и китайском языках // Вестник Института иностранных языков НОАК. 1996. № 1. С. 32—37. 刘国祥,《俄语词序的基本类型及俄汉词序比较》,解放军外国语学院学报,第一期,1996年,32—37页.
12. Мао Юйпэн. Характеристика ошибок в области порядка слов в письменной речи китайских учащихся // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 6. С. 97—102.
13. Мао Юйпэн. Формирование представлений о порядке слов на начальном этапе обучения русскому языку у китайских учащихся // Высшее образование сегодня. 2022. № 8. С. 45—50. DOI: 10.18137/RNU.HET.22.08.P.045.
14. Никитченко А. В. О словопорядке с позиции качества обучения русскому языку как иностранному // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. 2009. № 1. С. 133—137.
15. Рябова О. В. Порядок слов в аспекте русского языка как иностранного: специфика изучения (уровни В2—С1) // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 3-4. С. 62—66.
16. Сиротинина О. Б. Порядок слов в русском языке. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1965. 172 с.
17. Сиротинина О. Б., Кузнецова А. А. Ошибки порядка слов // Эффективное речевое общение (базовые компетенции) : словарь-справочник. Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2014. С. 413—414.
18. Хавронина С. А. Письменная речь студентов-иностранцев с точки зрения норм русского словорасположения // Вестник Российского университета дружбы народов. 2005. № 1. С. 126—132.
19. Хавронина С. А., Крылова О. А. Обучение иностранцев порядку слов в русском языке. М. : Русский язык, 1989. 99 с.
20. Цзян Ямин, Чжао Айго. Анализ распространенных нарушений русского порядка слов в работах китайских учащихся // Русский язык в Китае. 2005. № 24. С. 31—35. 姜雅明,赵爱国,《中国学生俄语词序常见错误分析》,中国俄语教学,第24卷,第1期,2005年,31—35页.
21. Чень Шаосюн. Общее и различное в порядке слов китайского и русского предложения // Мова. 2019. № 31. С. 55—60.
22. Чжан Сюехань. Сравнение русских и китайских порядков слов по принципу иконичности // Лингвокультурологические чтения : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф., проведенной в рамках I Междунар. лингвокультурологического форума «Лингвокультурология и коммуникативная реальность XXI века: новые вызовы — новое осмысление». Москва, РУДН, 19—20 окт. 2023 г. / под ред. В. В. Воробьева, М. Л. Новиковой, Д. С. Скнарева. М. : РУДН, 2024. С. 470—472.
23. Юсупова З. Р. История исследования порядка слов и теории актуального членения предложения // Паёми донишгоњи омўзгорї = Вестник Педагогического университета. 2021. № 5 (94). С. 226—230.