Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 2(54). С. 295—311

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.881.161.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2025.54.17

Мотивационный и ценностный компоненты в структуре коммуникативной компетенции младших школьников: методический аспект

 

Ирина Владимировна Ивлева, аспирант
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань, Россия, i.ivleva15@mail.ru, https://orcid.org/0009-0004-5460-5504

Аннотация

Статья посвящена вопросу формирования коммуникативной компетенции у младших школьников. В работе определены компоненты коммуникативной компетенции (знаниевый компонент, компонент умений, компонент владения, мотивационный компонент, ценностный компонент). Особое внимание уделяется ценностному и мотивационному компонентам как важным условиям, влияющим на речетворческую деятельность младших школьников. В результате проведенного исследования установлено, что в зависимости от сформированности мотивации к коммуникативной деятельности, наличия коммуникативной потребности и темы, соответствующей ценностным установкам учащихся, продукты их речевого творчества различаются. Более качественное, богатое в лексико-грамматическом, содержательном, идейном плане сочинение, логичное изложение мыслей имеет место тогда, когда учитель отбирает содержание коммуникативной деятельности с учетом мотивации и ценностных установок школьников. Действенным средством, повышающим мотивацию и служащим средством обогащения речи, является авторский текст об искусстве, который дети воспринимают, анализируют, интерпретируют, а потом создают свой собственный текст.

Ключевые слова

Коммуникативная компетенция, текст об искусстве, мотивационный компонент, ценностный компонент, русский язык, начальная школа.

Для цитирования:

Ивлева И. В. Мотивационный и ценностный компоненты в структуре коммуникативной компетенции младших школьников: методический аспект // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 2 (54). С. 295—311. URL: http://vestospu.ru/archive/2025/articles/54/17_54_2025.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2025.54.17.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Агафонова И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся // Управление начальной школой. 2009. № 2. С. 4—9.
2. Батырева С. Г. К вопросу о коммуникативной компетенции младших школьников // Начальная школа. 2015. № 11. С. 32—35.
3. Батырева С. Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. М. : Просвещение, 2013. 95 с.
4. Богданова Е. С. Проблема «время — классический художественный текст» в аспекте задач методической науки и практики обучения интерпретации текста на уроках русского языка // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 1 (41). С. 196—209. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/17_41_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.41.17.
5. Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в обучении родному языку // Русский язык в школе. 1996. № 1. С. 3—8.
6. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. № 6. С. 38—45.
7. Добрякова М. С., Юрченко О. В. Мотивация школьника: барьеры и стимулы к активной самостоятельности // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2024. № 1. С. 100—126. DOI: 10.17323/vo-2024-17074.
8. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
9. Зиновьева Т. И. Научное наследие М. Р. Львова как источник эволюции методики развития речи // Школа Будущего. 2022. № 1. С. 26—41. DOI: 10.55090/19964552_2022_1_26-41.
10. Информационно-аналитическая справка о результатах Всероссийских проверочных работ (ВПР) в 4 классах весной 2023 года на территории Рязанской области // Рязанский институт развития образования : сайт. URL: https://rirorzn.ru/regionalnye-monitor/prov_raboty/ (дата обращения: 15.06.2024).
11. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе : учеб. пособие для студ. пед. вузов. М. : Флинта : Наука, 1998. 176 с.
12. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: 3-й класс : учеб. : в 2 ч. 15-е изд., стер. Ч. 1. М. : Просвещение, 2024. 159, [1] c.
13. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: 3-й класс : учеб. : в 2 ч. 15-е изд., стер. Ч. 2. М. : Просвещение, 2024. 159, [1] c.
14. Качанова Л. А. Формирование духовно-нравственных основ личности младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 340—345. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-3-340-345.
15. Кумарина Г. Ф., Токарь И. Е. Коррекционно-развивающее образование в условиях введения ФГОС. Программа и методические рекомендации. М. : Перспектива, 2011. 44 с.
16. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания языка : пособие для студ. пед. вузов и колледжей. М. : Издат. центр «Академия» : Высшая школа, 1999. 269, [2] с.
17. Основы теории речевой деятельности : коллект. монография / А. А. Леонтьев [и др.] ; отв. ред. А. А. Леонтьев. М. : Просвещение, 1974. 368 с.
18. Стурикова М. В. Коммуникативная компетенция и ее развитие у студентов вуза в условиях преемственности образования. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. 164 с.
19. Тесленко В. И., Латынцев С. В. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание. Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2007. 256 с.
20. Учебно-методический комплекс «Школа России». Русский язык. URL: https://web.archive.org/web/20180909164457/http://school-russia.prosv.ru/ (дата обращения: 02.10.2024).
21. Федеральная рабочая программа начального общего образования «Русский язык» (для 1—4 классов образовательных организаций) // Единое содержание общего образования : сайт. URL: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ (дата обращения: 17.03.2025).
22. Филановская Т. А. Структура компетентностной модели будущего педагога-хореографа // Высшее образование в России. 2010. № 11. С. 144—149.
23. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2 (1325). С. 58—64.
24. Яковлева Т. В., Демичева В. В., Еременко О. И. Методические аспекты формирования социокультурной компетенции учащихся начальной школы на уроках русского языка // Интеграция образования. 2007. № 2 (47). С. 130—135