Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 2(54). С. 312—328

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 373.31+372.87+372.882

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2025.54.18

Художественно-эстетическое освоение мира в процессе знакомства с художественным образом на уроках литературы и изобразительного искусства

 

Маргарита Львовна Кусова, доктор филологических наук, профессор
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, mlkusova@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-3350-3343

Наталья Алексеевна Симбирцева, доктор культурологии, доцент
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, simbirtseva.nat@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5902-845X

Аннотация

В статье представлены возможности интегративного потенциала культурологического подхода в процессе преподавания предметных областей «Изобразительное искусство» и «Литературное чтение» в 3 классе на примере изучения пейзажной лирики в соотнесении с живописными произведениями отечественных художников. Предлагаемые методические решения позволяют учителю выстраивать взаимодействие с обучающимися не только в пределах одного учебного предмета, но и выходить на метапредметный уровень, чтобы обеспечить гармоничное освоение мира детьми в его художественно-эстетическом проявлении.

Ключевые слова

Художественно-эстетическое освоение мира, художественный образ, культурологический подход, интеграция, литература, пейзажная лирика, пейзаж, изобразительное искусство, методические решения.

Для цитирования:

Кусова М. Л., Симбирцева Н. А. Художественно-эстетическое освоение мира в процессе знакомства с художественным образом на уроках литературы и изобразительного искусства // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 2 (54). С. 312—328. URL: http://vestospu.ru/archive/2025/articles/54/18_54_2025.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2025.54.18.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Алексеева Т. Б. Культурологический подход в современном образовании (некоторые теоретические аспекты проблемы) // Вестник ТОГИРРО. 2012. № S1. С. 17—30.
2. Балашова Е. А., Каргашин И. А. «Любовь и радость бытия…». Пейзажная лирика в русской поэзии // Русская речь. 2010. № 4. С. 20—25.
3. Балашова Е. А., Каргашин И. А. «Любовь и радость бытия…». Поэтическое слово в пейзажной лирике // Русская речь. 2010. № 3. С. 40—45.
4. Батурина Е. А., Биба А. Г. Предметная интеграция как средство реализации требований начального общего образования на примере изучения предметов филологической группы // Вестник Калужского университета. Сер. 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2021. Т. 4, № 4 (13). С. 4—11. DOI: 10.54072/26586568_2021_4_4_4.
5. Бордовский Г. А., Воюшина М. П., Суворова Е. П. Принцип диалогизации обучения и его реализация в образовательной системе «Диалог» (начальное образование) // Герценовские чтения. Начальное образование. 2014. Т. 5, № 1. С. 12—18.
6. Будоян Е. А. Герменевтический подход к школьному филологическому образованию: аспект образовательных результатов // Вестник Тверского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2019. № 3 (48). С. 212—219.
7. Бутенко Н. В. К вопросу о реализации принципа эстетической универсальности в художественно-творческой деятельности в период детства // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 20—23 мая 2013 г. СПб. : Реноме, 2013. С. 50—54.
8. Горелова Ю. Р. Образ города в восприятии горожан. М. : Российский науч.-исслед. ин-т культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, 2019. 154 с.
9. Горшкова Н. Э., Чернявская В. Е. Визуальная интертекстуальность как способ смыслопорождения // Коммуникативные исследования. 2021. Т. 8, № 4. С. 689—700. DOI: 10.24147/2413-6182.2021.8(4).689-700.
10. Густякова Д. Ю., Летина Н. Н. Классическое наследие в современной культуре: образовательный потенциал // Проблемы музыкальной науки. 2021. № 2 (43). С. 108—117. DOI: 10.17674/1997-0854.2021.2.108-117.
11. Жесткова Е. А. Особенности работы над языком художественного произведения в начальной школе // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 11-2. С. 351—355.
12. Зинатулина И. Н. Психолого-педагогический аспект культурологического подхода в образовании // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 8. С. 57—62.
13. Зыкин А. В., Арефьев М. А., Бондарев А. В. Интегративный потенциал культурологического подхода в изучении этноязыковых процессов в Южной Сибири // Культура и цивилизация. 2020. Т. 10, № 3-1. С. 157—168. DOI: 10.34670/AR.2020.39.46.020.
14. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс : учебник / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. М. : Просвещение, 2023. 128 с.
15. Кашекова И. Э. Интерпретация текста художественного произведения на основе символического эмоционально-образного языка искусства в общем художественном образовании // Общество: философия, история, культура. 2017. № 12. С. 172—174. DOI: 10.24158/fik.2017.12.39.
16. Кузьмина Н. А. Интертекстуальность и прецедентность как базовые когнитивные категории медиадискурса // Медиаскоп. 2011. № 1. URL: https://mediascope.ru/node/755 (дата обращения: 01.10.2024).
17. Кулибина Н. В. Художественная литература как ресурс межкультурного образования // Русский язык за рубежом. 2022. № 2 (291). С. 32—36. DOI: 10.37632/PI.2022.291.2.006.
18. Литературное чтение. 3-й класс : учебник : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова [и др.]. Ч. 1. М. : Просвещение, 2023. 160 с.
19. Ма И. Место пейзажа в программах занятий изобразительным искусством в школах // Современное педагогическое образование. 2020. № 8. С. 67—70.
20. Макаров М. И., Мамченко А. А. Культура чтения в эпоху постграмотности: методы и приемы формирования у школьников навыков смыслового чтения // Литература в школе. 2021. № 4. С. 91—104. DOI: 10.31862/0130-3414-2021-4-91-104.
21. Мишнева А. П., Малюшкин Ю. А. Изучение научно-познавательной литературы на уроках литературного чтения в начальной школе // Оригинальные исследования. 2022. Т. 12, № 12. С. 277—282. URL: https://ores.su/media/filer_public/00/10/00108738-2dd4-4c35-ae8a-fe61728b9f46/277-282.pdf.
22. Морозова Н. С. Снег в русской картине мира: на материале поэтических и фольклорных текстов // Актуальные вопросы инновационного развития Арктического региона РФ : сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф., Северодвинск, 14—30 ноября 2022 г. / Мин-во науки и высшего образования Российской Федерации, Северный (Арктический) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова. Северодвинск : Северный (Арктический) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2023. С. 383—387.
23. Морозова Н. С. Эстетическое освоение концептуального признака снега «падать» в русской поэзии XVIII—XX вв. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. Т. 1, № 1. С. 174—183.
24. Москвина А. С., Пантелеева Н. Г., Третьяков А. Л. Эколого-эстетическое восприятие пейзажной живописи и самовыражение личности дошкольника в художественном творчестве // Мир образования — образование в мире. 2022. № 1 (85). С. 121—130. DOI: 10.51944/20738536_2022_1_121.
25. Николаева Е. А., Стельмахова Л. А. Интерпретация художественного текста как основа формирования этических представлений младших школьников // Hominum. 2021. № 4. С. 122—139.
26. Новикова И. Ю. Синергетический подход в образовательном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11, № 4 (46). С. 61—66. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-4-61-66.
27. Петрова Н. С., Сырова Н. В., Зимина Е. К. Роль изобразительной деятельности в процессе развития образного восприятия младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-4. С. 120—122.
28. Полынская И. Н. Обучение учащихся начальных классов изображению пейзажа на уроках изобразительного искусства // Гуманитарный научный вестник. 2023. № 12. С. 26—30. DOI: 10.5281/zenodo.10513651.
29. Русакова Т. Г. Воспитательный потенциал художественных практик в духовно-нравственном развитии младшего школьника // Казанский педагогический журнал. 2023. № 3 (158). С. 206—212. DOI: 10.51379/KPJ.2023.160.3.026.
30. Рябикин А. А. Художественно-эстетическое освоение мира: социально-философский анализ : автореф. дис. … канд. филос. наук. Красноярск, 2009. 24 с.
31. Скворцова М. А. Реализация межпредметных связей как условие эффективности обучения младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 6 (99). С. 196—205. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-6-99-17.
32. Солодаренко Е. Н. Методические аспекты использования интегрированных уроков в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-5. С. 236—244.
33. Солодяникова М. А. Место и значение пейзажа в учебных программах по изобразительному искусству для начальной школы // Актуальные проблемы и современные тренды науки, культуры, искусства в творческом образовании : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 01—28 апр. 2022 г. М. : Учебный центр «Перспектива», 2022. С. 831—835.
34. Федеральная рабочая программа начального общего образования «Изобразительное искусство (для 1—4 классов образовательных организаций)». URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/11_ФРП-Изобразительное-искусство_1-4-классы.pdf (дата обращения: 01.10.2024).
35. Федеральная рабочая программа начального общего образования «Литературное чтение (для 1—4 классов образовательных организаций)». URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/02_ФРП_Литературное-чтение-1-4-классы.pdf (дата обращения: 01.10.2024).
36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 18.07.2022. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty (дата обращения: 01.10.2024).
37. Черемисинова Л. И. Диалог искусств на уроках литературного чтения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, № 1. С. 86—90.