Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 3(55). С. 309—324

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 378.14.015.62

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2025.55.19

Электронный портфолио в оценивании образовательных достижений студента как педагогическая технология и цифровая база данных

 

Ольга Анатольевна Иманова, кандидат педагогических наук, доцент
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия, romolga66@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0846-3101
Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия

Аннотация

В статье предлагается использование электронного портфолио как технологии оценивания образовательных достижений, которые являются доказательством уровня развития общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников — будущих педагогов. Электронный портфолио рассматривается как педагогическая технология профессионального развития студента и как цифровая база образовательных достижений, которая доказывает это развитие. Описаны способы освоения технологии электронного портфолио в рамках дисциплины учебного плана «Е-портфолио в личностном и профессиональном развитии» направления «Педагогическое образование» и в процессе реализации отдельного модуля, включенного в содержание дисциплины «Педагогические измерения результатов обучения» учебного плана направления «Профессиональное обучение (по отраслям)». Представлена разработанная информационная система eportfolio для создания электронного портфолио студента, которая прошла успешную апробацию на базе Института педагогики, психологии и социологии СФУ и Института агроэкологических технологий КрасГАУ. Результаты опроса среди студентов позволяют сделать вывод о том, что они понимают электронный портфолио и как педагогическую технологию, и как цифровую базу образовательных достижений; удовлетворены функционалом и возможностями использования разработанной информационной системы по созданию е-портфолио; считают результативным использование электронного портфолио в процедуре государственной итоговой аттестации.

Ключевые слова

E-портфолио, образовательные результаты, профессиональные компетенции, информационно-образовательная среда, информационная система, педагогическое образование, комплексная оценка, объективная оценка, государственная итоговая аттестация.

Для цитирования:

Иманова О. А. Электронный портфолио в оценивании образовательных достижений студента как педагогическая технология и цифровая база данных // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 3 (55). С. 309—324. URL: http://vestospu.ru/archive/2025/articles/55/19_55_2025.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2025.55.19.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Байтуголова Ж. А. Дидактические основы оценивания учебных достижений будущих учителей по технологии портфолио : автореф. дис. … канд. пед. наук. Бишкек, 2016. 25 с.
2. Безызвестных Е. А. Электронный портфолио как средство формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов-тьюторов : дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2019. 290 с.
3. Бектемесов М. А., Гриншкун В. В., Скиба М. А., Турганбаева А. Р. Определение структуры, видов решаемых задач и направлений эффективного использования электронного портфолио студентов вузов // Вестник Российского университета дружбы народов. 2017. № 14 (4). С. 406—417. DOI: 10.22363/2312-8631-2017-14-4-406-417.
4. Болотов В. А. Научно-педагогическое обеспечение оценки качества образования // Проблемы современного образования. 2010. № 1. С. 9—13.
5. Болотов В. А., Вальдман И. А., Ковалева Г. С., Пинская М. А. Российская система оценки качества образования: главные уроки // Качество образования в Евразии. 2013. № 1. С. 85—122.
6. Волканин Л. С., Хачай А. Ю. Портфолио обучающегося в электронной информационно-образовательной среде // Информатика и образование. 2016. № 3. С. 9—12.
7. Галимуллина Э. З., Жестков Л. Ю. Технология е-портфолио в усилении практической направленности процесса обучения бакалавров педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2 (1). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19338.
8. Гостин А. М., Панюкова С. В. Создание и ведение карьерного веб-портфолио студента // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 126—130.
9. Зеленко Н. В., Могилевская А. Г. Портфолио будущего педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 1. С. 61—63.
10. Игонина Е. В. Портфолио в системе средств оценивания учебно-профессиональных достижений студентов профессионально-педагогических специальностей : автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. 28 с.
11. Ильичева С. В. Автоматизация многокритериального оценивания в слабоструктурированных предметных областях на основе е-портфолио : дис. … канд. техн. наук. СПб., 2011. 121 с.
12. Иманова О. А. Оценка образовательных достижений бакалавров направления «Педагогическое образование» с использованием электронного портфолио в информационной среде вуза // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 4 (48). С. 299—318. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/14_48_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.48.14.
13. Иманова О. А., Смолянинова О. Г. Оценивание профессиональных компетенций магистров педагогики средствами электронного портфолио // Информатика и образование. 2023. Т. 38, № 1. С. 45—54. DOI: 10.32517/0234-0453-2023-38-1-45-54.
14. Колобова Л. В. Портфолио как инструмент развития самооценки обучающегося // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72 (1). С. 150—153.
15. Колодкина Л. С. Дидактический портфолио как средство организации индивидуального образовательного маршрута будущих педагогов: теоретические и прикладные аспекты. Ижевск : Удмуртский гос. ун-т, 2009. 284 с.
16. Манафова М. К. Формирование профессиональных компетенций магистров педагогического образования с использованием Веб-портфолио : дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2020. 187 с.
17. Миронов Д. Ф. Структура портфолио студента в контексте компетентностно ориентированного подхода к обучению // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 4 (29). С. 163—166.
18. Панченко Т. В. Условия внедрения технологии электронного портфолио в контексте требований ФГОС ВО // Дискуссия. 2016. № 9 (72). С. 82—87.
19. Пономарева Л. А., Ромашкова О. Н., Белякова А. Н., Заболотникова В. С. Автоматизация процесса многокритериального ранжирования студентов с помощью электронного портфолио // Вестник Донского государственного технического университета. 2019. Т. 19, № 4. С. 382—388. DOI: 10.23947/1992-5980-2019-19-4-382-388.
20. Смолянинова О. Г. Оценивание образовательных результатов в течение всей жизни: электронное портфолио. Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2016. 360 с.
21. Смолянинова О. Г. Проблема оценивания образовательных достижений: технология е-портфолио // Информатика и образование. 2016. № 1. С. 55—63.
22. Смолянинова О. Г., Иманова О. А. Проблемы и перспективы использования технологии е-портфолио в подготовке педагогических кадров // Информатика и образование. 2012. № 6. С. 96—100.
23. Тазутдинова Э. Х. Учебный портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности : дис. … канд. пед. наук. Казань, 2010. 200 с.
24. Харисова И. Г. Портфолио как средство оценки универсальных компетенций студента вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 10 (133). С. 43—53.
25. Шестакова Д. В. Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе : дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2012. 168 с.