Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 3(55). С. 325—339

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.881.161.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2025.55.20

Методологическая роль аксиологического подхода в формировании у школьников ценностного отношения к русскому языку в условиях билингвизма

 

Надежда Александровна Трубинова, старший преподаватель, аспирант
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, trubinova1991@mail.ru, https://orcid.org/0009-0002-5866-9076

Елена Анатольевна Рябухина, доктор педагогических наук, профессор
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e_ryabukhina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2992-072X

Аннотация

В статье намечены подходы к решению проблемы формирования ценностного отношения к русскому языку в основной школе в условиях билингвизма. Рассмотрена методологическая роль аксиологического подхода в преподавании языка, проанализированы базовые положения аксиологической лингвометодики с целью выявления путей формирования ценностного отношения к русскому языку в условиях компактного проживания носителей нерусского родного языка на территориях русскоязычных субъектов Российской Федерации. Акцентировано внимание на прагматическом характере отношения к русскому языку в условиях коми-пермяцко-русского билингвизма и межкультурного взаимодействия: русский язык рассматривается как инструмент социализации, средство получения качественного образования. В ходе констатирующего эксперимента установлено, что учителя, считающие коми-пермяцкий язык родным, в процессе преподавания русского языка только в единичных случаях анализируют его лексическое богатство, практически не обращаются к изобразительно-выразительным возможностям языковых единиц. В сознании обучающихся не устанавливаются связи между русским языком, его историей, культурой и нравственными ценностями русского народа, отражающимися в языке. Отмечено, что формирование истинно ценностного отношения к русскому языку возможно в контексте сопоставительного анализа языков и культур, применения приемов контрастивного подхода при изучении единиц русского языка. Эффективным способом формирования ценностного отношения к русскому языку в условиях билингвизма и межкультурной коммуникации названы интерактивные методики, среди которых выделены виртуальные экскурсии, проектные задания, лингвистические лаборатории, мультимедийные интерактивные упражнения. В качестве перспективы исследования обозначена разработка системы урочной и внеурочной деятельности по внедрению аксиологического подхода к изучению родного и русского языков во взаимодействии.

Ключевые слова

Аксиологический подход, ценностное отношение к языку, русский язык, родной язык, билингвизм, межкультурная коммуникация.

Для цитирования:

Трубинова Н. А., Рябухина Е. А. Методологическая роль аксиологического подхода в формировании у школьников ценностного отношения к русскому языку в условиях билингвизма // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 3 (55). С. 325—339. URL: http://vestospu.ru/archive/2025/articles/55/20_55_2025.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2025.55.20.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : ИКАР, 2009. 448 с.
2. Алексеева О. Н. Опыт научной школы А. Д. Дейкиной: концептуальность аксиологического подхода в процессе преподавания русского языка // Русистика. 2019. Т. 17, № 4. С. 414—427. DOI: 10.22363/2618-8163-2019-17-4-414-427.
3. Анисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые. М. : Мысль, 1970. 183 с.
4. Быстрова Е. А. Преподавание русского языка в многонациональной школе // Русский язык в школе. 2007. № 4. С. 3—7.
5. Воителева Т. М. Культуроведческий подход к обучению русскому языку как способ формирования ценностных ориентаций школьников // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филологические науки. 2014. № 3. С. 98—103.
6. Воителева Т. М., Марченко О. Н. Основы формирования ценностного отношения к родному языку как феномену национальной культуры // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 41—52. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-41-52.
7. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка. М. : МПГУ, 2019. 210 с.
8. Дейкина А. Д. Гуманистическая традиция формирования и развития личности школьника в современном аксиологическом понимании // Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка : коллект. монография / под науч. ред. Е. А. Рябухиной, В. Д. Янченко ; сост. Е. А. Рябухина. М. ; Пермь : ОТ и ДО, 2014. С. 21—37.
9. Дейкина А. Д. Открытая методика: аксиологичность в современных исследованиях и школьных учебниках по русскому языку // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка : коллект. монография. М. : Спутник+, 2017. С. 35—40.
10. Ермишин О. Т. Философия религии: Концепции религии в зарубежной и русской философии : учеб. пособие. М. : Изд-во ПСТГУ, 2009. 224 с.
11. Конституция Российской Федерации. Пермь : Издат. дом «Типография купца Тарасова», 2023. 64 с.
12. Кулаева Г. М. Эстетический идеал в системе формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2008. 45 с.
13. Матвеев П. Е. Аксиология : учеб. пособие : в 2 ч. Ч. 1. История аксиологии. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2017. 176 с.
14. Минин И. А. Навстречу плыла луна (Паныт уйис тӧлiсь). Повесть на коми-пермяцком языке. Кудымкар : Пермское кн. изд-во, Коми-Пермяцкое отд-ние, 1968. 130 с.
15. Минин И. А. Сто верст до города. Повесть. Пермь : Пермское кн. изд-во, 1971. 127 с.
16. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
17. Русский язык: 7-й класс : учебник : в 2 ч. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова [и др.]. 5-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2023. 287 с.
18. Рыбаков Н. С. Смысл, ценность, истина // Первые Лойфмановские чтения: Аксиология научного познания : материалы Всерос. науч. конф. (Екатеринбург, 10—11 марта 2005 г.). Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2006. Вып. 2. С. 156—165.
19. Серебрякова Т. А. Ретроспективный взгляд на проблему ценностей и их роль в развитии современной личности // Наука и школа. 2006. № 3. С. 51—55.
20. Словарь терминов и понятий цифровой дидактики. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2021. 84 с.
21. Трубинова Н. А. Трудности в изучении русских частей речи в условиях коми-пермяцко-русского билингвизма // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2024. № 2-2 (50). С. 103—105.
22. Трубинова Н. А., Рябухина Е. А. Виртуальная экскурсия как способ формирования ценностного отношения к родному языку // Пермистика 20: Диалекты и история пермских языков во взаимодействии с другими языками : сб. статей / УдмФИЦ УрО РАН. Ижевск, 2025. С. 266—274.
23. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Русский язык». М., 2022. URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/01_ФРП_Русский-язык_5-9-классы.pdf.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/Приказ-№-287-от-31.05.2021-ФГОС_ООО.pdf.
25. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М. : Проспект, 2017. 160 с.