Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 3(55). С. 340—353

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.881.161.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2025.55.21

Типичные ошибки китайских студентов (уровень В2) при употреблении русских возвратных глаголов

 

Маньлин Ян, аспирант кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, st121857@student.spbu.ru, https://orcid.org/0009-0008-6206-4903

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, проведенного в российском и китайском университетах (всего 52 испытуемых). Использовались следующие методы сбора и анализа ошибок: тестирование, категориальный анализ ошибок, анализ их причин. Установлено, что китайские студенты допускают ошибки при употреблении всех шести групп возвратных глаголов (по классификации Е. А. Нивиной). Причинами этих ошибок являются непонимание возвратного и взаимно-возвратного значений этих глаголов, особенностей переходных и непереходных глаголов, неверная интерпретация пассивных и безличных конструкций, невнимание к наличию или отсутствию прямого дополнения в предложениях, недостаточный лексический запас возвратных глаголов на уровне В2. Общим фактором, обусловливающим действие этих причин, является влияние китайского языка.

Ключевые слова

Возвратный глагол, китайский язык, типичные ошибки, русский язык, переходные глаголы, прямое дополнение.

Благодарности: Автор искренне благодарит доктора педагогических наук, профессора Леонида Викторовича Московкина за поддержку, профессиональные советы и помощь в работе над статьей

Для цитирования:

Ян Маньлин. Типичные ошибки китайских студентов (уровень В2) при употреблении русских возвратных глаголов // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 3 (55). С. 340—353. URL: http://vestospu.ru/archive/2025/articles/55/21_55_2025.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2025.55.21.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Атнагулова А. Д. Изучение возвратных глаголов на занятиях по русскому языку как иностранному // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2021. № 4 (94). С. 155—160.
2. Аштиани М. К. Н., Салими А. К., Искандари М. Проблемы обучения иранских студентов выражению предикатно-объектных отношений в русских предложениях с возвратными глаголами эмоций // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13, № 8. C. 290—295. DOI: 10.30853/filnauki.2020.8.55.
3. Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове). М. : Высшая школа, 1986. 640 с.
4. Вязовская В. В. Возвратные глаголы в практике преподавания русского языка как иностранного // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7 (73). Ч. 1. С. 183—185.
5. Голанов И. Г. Морфология современного русского языка. М. : Высшая школа, 1962. 261 с.
6. Дмитриева Д. Д. Особенности работы над возвратными глаголами на занятиях по русскому языку как иностранному // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 2 (31). С. 68—70. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0016.
7. Иванова И. С., Карамышева Л. М., Куприянова Т. Ф., Мирошникова М. Г. Синтаксис : практическое пособие по русскому языку как иностранному. СПб. : Златоуст, 2008. 364 с.
8. Корчик Л. С. Некоторые типичные устойчивые ошибки в речи китайских студентов на занятиях по русскому языку // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2010. № 4. С. 104—108.
9. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение / под ред. Н. П. Андрюшиной. 5-е изд. СПб. : Златоуст, 2015. 164 с.
10. Мохаммади М. Р., Хадеми М. М. Анализ типичных ошибок, допускаемых персоговорящими при употреблении русских возвратных глаголов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 7-1 (85). С. 150—156. DOI: 10.30853/filnauki.2018-7-1.34.
11. Нивина Е. А. Изучаем возвратные глаголы. Тамбов : ТГТУ, 2014. 92 с.
12. Петрова Л. Г., Елфимова А. В., Шевченко Н. Н. Обучение иностранных студентов глагольной системе русского языка: классификация возвратных глаголов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 186—189.
13. Петрухина Е. В., Юйе Шэнь. Состав, семантика и частотность возвратных конструкций с дативным субъектом в русском языке (на материале Национального корпуса) // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. 2019. № 2. C. 50—62.
14. Русский язык. Часть 3 : учеб. пособие для студентов-иностранцев / под общ. ред. Ши Тецяна ; гл. ред. Лю Сумэй ; Ин-т рус. языка при Пекинском ун-те ин. языков. Пекин : Изд-во по преподаванию и изучению иностранных языков, 2009. 292 с.
15. Современный русский язык : учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин [и др.] ; под ред. П. А. Леканта. 4-е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2007. 557 с.
16. Токина А. И. Русский глагол и его формы. Учебные материалы по грамматике : учеб. пособие. 3-е изд., доп. СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2022. 250 с.
17. Хавронина С. А., Доган М. Г. К вопросу об изучении русских собственно-возвратных глаголов в турецкой аудитории // Язык и культура. 2019. № 46. С. 155—166. DOI: 10.17223/19996195/46/9.
18. Хуан Ин. Практическая грамматика русского языка. 7-е изд. Пекин : Преподавание иностранных языков и научные исследования, 2008. 212 с.
19. Чагина О. В. Возвратные глаголы в русском языке. Описание и употребление : учеб. пособие по русскому языку для иностранных учащихся. М. : Русский язык, 2009. 264 с.
20. Янко-Триницкая Н. А. Возвратные глаголы в современном русском языке. М. : Изд-во АН СССР, 1962. 247 с.