Popova Valentina Ivanovna, Doctor of Pedagogical Sciences, professor
Orenburg State Pedagogical University
HUMANISTIC TRAINING OF SPECIALISTS EDUCATING YOUNG PEOPLE
Abstract
This paper presents an analysis of approaches to education, sets out different points of view on its definition as a pedagogical concept. The article reveals that the humanistic training of a specialist, educating young people, presupposes the raise of education prestige, the determination of self-actualization in the status of a useful member of society. The paper concludes about the results and effectiveness of modern education, which are defined not only as to how the acquisition and reproduction of human cultural values and social experience, but as the willingness and ability of a man to a positive self-change (self-construction, self-improvement).
Key words
Paradigm of education, humanistic education, education — a social and pedagogical phenomenon, strategy of education, training content, learner-oriented education, education — a meaningful process.
1. Айхенвальд Ю. И. Отдельные страницы. М., 1910—1911.
2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, 1999. 560 с.
3. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград : Перемена, 2001. 214 с.
4. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения / под ред. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева. М. : Педагогика, 1987. 400 с.
5. Вентцель К. Н. Избранные труды / под ред. Г. Б. Корнетова, М. В. Богуславского. М. : Амонашвили : МГПУ, 1999. 216 с.
6. Демакова И. Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. Казань : Изд-во ТГГИ, 2003. 212 с.
7. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / пер. с фр., сост., послесл. и примеч. А. Б. Гофмана. М. : Канон, 1995. 352 с. (История социологии в памятниках).
8. Зарецкая И. И. Развитие личности на основе интеграции духовных ценностей восточных и западных цивилизаций // Образование личности. 2011. С. 18—24.
9. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М. : Новая школа, 1996. 160 с.
10. Каптерев П. Ф. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. М. : Политиздат, 1982. С. 257—269.
11. Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб. : ПитерКом, 2000. 416 с.
12. Кузибецкий А. Н. Инновации и инновационный педагогический поиск в учреждениях образования: сущность, уровни, организационные формы // Педагогические инновации в учреждениях образования: сущность, критерии, прогноз : сб. науч. и метод. тр. Волгоград, 1994. С. 7—13.
13. Маленкова Л. И. Воспитание в XXI веке: сущность, проблемы, современные идеи и подходы // Образование личности. 2011. № 3. С. 60—64.
14. Мудрик А. В. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993. Т. 1. С. 165—168.
15. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние отношений человека // Психол. наука в СССР. М., 1960. Т. 2. С. 11—125.
16. Попова В. И. Интеграционные процессы в поликультурном образовании личности // Интеграционные процессы в образовании как условие качества подготовки специалистов : материалы XXIX преп. науч.-практ. конф. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. С. 74—82.
17. Попова В. И. Региональная модель внеаудиторной деятельности студента педвуза // Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответственность : коллективная монография : в 2 т. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. Т. 2. С. 263—267.
18. Попова В. И. [и др.] Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация / составит. и науч. ред. проф. В. И. Попова. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2011. 284 с.
19. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М. : Логос, 1999. 272 с.
20. Слободчиков, В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Культурные модели школ. М. : Инноватор, 1997. Вып. 7. С. 177—184.
21. Слободчиков, В. И. Со-бытийная образовательная общность — источник развития и субъект образования // Новые ценности образования. Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н. Б. Крыловой и М. Ю. Жилиной. 2010. Вып. 1 (43). С. 5—14.
22. Социальная педагогика: генезис научного исследования понятий, идей, проблематики / под науч. ред. С. В. Сальцевой. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. 340 с.
23. Тряпицына А. П. Новая школа и новый учитель // Вестн. Герценовского ун-та. 2010. № 3 (77). С. 23—29.
24. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Пед. соч. : в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. М., 1990. Т. 5. 528 с.
25. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 356 с.
26. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / под ред. Н. П. Кузина. М. : Педагогика, 1980. Т. 1. 304 с. ; Т. 2. 414 с.
27. Шиянов Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М., 1991. 103 с.