2013. № 4 (8). P. 163—171

 

13.00.00 PEDAGOGIC SCIENCES

UDC 371.015+159.9

Koltyreva Lyudmila Yurevna, Candidate of Pedagogical Sciences
Orenburg State Pedagogical University
Samsonenko Lyudmila Sergeevna, Candidate of Psychological Sciences
Orenburg State Pedagogical University

 

PSYCHOLOGICAL BARRIERS OF PRESCHOOL TEACHERS AT INTRODUCING INNOVATIONS: CONCEPT, CONTENTS, OVERCOMING DIRECTIONS

Abstract

The article considers the urgent problem of preschool teachers experiencing psychological barriers at introducing new federal state requirements. The essence of these barriers is considered. The results of the survey among preschool teachers are given in the article. The most important barriers are revealed: “tension”, stress, frustrations, social. The article reveals one of the most significant directions of overcoming psychological barriers — the development of psychological readiness of preschool teachers to realize modernization processes. The authors summarize the working experience within this direction, realized at Orenburg Institute of Training and Retraining of Educators.

Key words

Innovative activity, psychological readiness, psychological barrier, modernization of preschool education, professional competence.

The full text of the article PDF (Russian)

 

References

1. Антонюк В. И. Инновации и психологический барьер // Психологические аспекты управления / под ред. Ф. М. Русинова, В. И. Антонюка. М. : Экономика, 1984. С. 54—62.
2. Барабанщиков А. В. Основы военной психологии и педагогики / А. В. Барабанщиков [и др.]. М. : Просвещение, 1988. 269 с.
3. Богуславская Т. Н. Проблемы и перспективы модернизации муниципального управления дошкольным образованием // Социально-экономические и политические процессы в современной России: анализ, прогноз. Оренбург : Агентство «ПРЕССА», 2011. С. 180—182.
4. Дроздова Н. В. Формирование конструктивной стратегии преодоления студентом психологических барьеров в учебной деятельности : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. Самара, 2009. 208 c.
5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн. : БГУ, 1978. 182 с.
6. Колтырева Л. Ю., Самсоненко Л. С., Тавстуха О. Г., Муратова А. А. Теоретические предпосылки проектирования персонифицированной модели повышения квалификации педагога // Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях : коллективная монография / под ред. Н. К. Зотовой. М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. С. 27—47.
7. Колтырева Л. Ю., Самсоненко Л. С. Изучение удовлетворенности педагогов качеством обучения в дополнительном профессиональном образовании [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: http://www.science-education.ru/107-8405.
8. Колтырева Л. Ю. Формирование эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Челябинск, 2011. 197 c.
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
10. Маликова В. А. Теория и практика профессионального взаимодействия психолога и педагога ; Мин-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Оренб. гос. пед. ун-т. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 1999. 235 с.
11. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. 308 с.
12. Модернизация российского образования: достижения и уроки. Аналитический доклад группы экспертов Всемирного банка [Электронный ресурс]. URL: http://www.curator.ru/news/news_285.html.
13. Подымов Н. А. Влияние психологических барьеров на устойчивость профессиональной деятельности учителя // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Сер. Психолого-педагогические науки. М. : Прометей, 1998. С. 191—202.
14. Практическая психология образования / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. СПб. : Питер, 2004. 588 с.
15. Самсоненко Л. С. Развитие способности к целеполаганию у педагогов в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электрон. науч. журн. СПб., 2012. Февр. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1737.htm.
16. Самсоненко Л. С., Колтырева Л. Ю., Тавстуха О. Г., Муратова А. А. Персонифицированный подход // Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях : коллективная монография / под ред. Н. К. Зотовой. М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. С. 49—60.
17. Самсоненко Л. С. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной деятельности // Актуальные проблемы торгово-экономической деятельности и образования в современных условиях. Шестая Междунар. науч.-практ. конф. Оренбург : ОГАУ, 2011. С. 454—459.
18. Столярова С., Назметдинова И. Преодолевая барьеры. Помощь педагогу в реализации ФГОС // Первое сентября. Приложение «Школьный психолог». 2013. Сент. С. 17—19.
19. Францева Е. Н. Психологическая готовность к инновациям в профессионально-педагогической деятельности у будущих учителей : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. Армавир, 2003. 153 с.